В КХЛ нельзя обсуждать судей. В регламенте лиги прописано, что игроки, тренеры и другие официальные лица клубов вообще не могут себе позволять публичные высказывания относительно арбитров. За первое нарушение штраф, за повторное можно получить дисквалификацию.
Именно такие санкции недавно были применены к Роману Ротенбергу. О том, что главный тренер СКА пропустит матч против «Витязя», КХЛ сообщила на официальном сайте лиги. Любопытно, что о первом проступке специалиста лига не писала. Как не сообщает и о других случаях, когда тренеры и игроки подвергаются наказанию.
Была информация в СМИ, что штраф в этом сезоне выписывали Игорю Ларионову. Главный тренер «Торпедо» после поражения от «Сибири» позволил себе прямую критику: «Пару раз арбитраж сработал непрофессионально, скажу честно. Вы все это видели». Однако лига, клуб или сам Ларионов информацию о штрафе не опровергали и не подтверждали, а в СМИ развернулась борьба источников: было ли наказание, или это выдумки отдельных журналистов?
Схожая ситуация с первым наказанием Романа Ротенберга. Можно лишь догадываться, за какую пресс-конференцию финансово пострадал тренер СКА – лига об этом не уведомила. У специалиста было минимум два высказывания о судьях.
На пресс-конференции в Нижнем Новгороде: «В ситуации 4 на 4 мы сняли вратаря, а у соперника на вбрасывании оказалось пять игроков. Судьи их не посчитали. Иногда на пересменках линейным тяжело ловить момент смены, но лишний человек на вбрасывании… Я посмотрел по видео: вместо того чтобы играть 5 на 4, мы вышли 5 на 5. И это ключевой момент матча. Грубейшая ошибка! Просто грубейшая».
На флеш-интервью в прямом эфире матча с «Локомотивом»: «В меньшинстве надо играть просто лучше, были ошибки у нас допущены. Ну и нельзя удаляться. Но там судья подъехал – первого удаления не было, он сказал, что извиняется. Там он не увидел момент. Ошибка судьи».
В СМИ – а не на официальном сайте КХЛ – писали, что пострадал Ротенберг за высказывания после игры с «Торпедо». Почему тогда не было реакции на слова в Ярославле? И в чем отличия от пресс-конференции после «Авангарда», где Ротенберг призвал судей внимательнее реагировать на драки хоккеистов и вовремя разнимать игроков, за что потом отправился смотреть игру с «Витязем» с трибуны?
Еще один эпизод. На этот раз с участием Алексея Кудашова. Его «Динамо» обыграло «Сочи», а Илья Каблуков провел 1000-й матч в чемпионатах России. На последних минутах юбилейной игры нападающий сумел отличиться заброшенной шайбой, поздравлять его на лед спустилась вся команда – москвичи получили двухминутный штраф за задержку игры.
Слушаем (читаем) Кудашова: «Я хочу, чтобы мы всей общественностью обсудили такие моменты – когда забрасывается важная шайба или покоряется серьезное круглое достижение, наверное, не должны быть удаления в конце матча, когда вся команда выходит на лед. Это вопрос шоу. Когда Овечкин забивал особенные голы, вся команда выходила, и никого не удаляли. Я не обсуждаю судей – они молодцы и сдержали букву закона. Такие вещи случаются нечасто, и мы должны их все вместе обсудить, пересмотреть».
Сообщений, что лига за обсуждение штрафа наказала Кудашова, нигде не появлялось. Пока не успели рассмотреть дело, или главного тренера «Динамо» спасла важная сноска? Но ведь под запретом любое обсуждение судейства – закреплено в регламенте.
Если КХЛ борется за чистоту образа судей такими методами – это право лиги. Клубы, принимая участие в соревнованиях, соглашаются с регламентом. Однако хочется, чтобы в этом вопросе было больше прозрачности. Обозначить в регламенте полный запрет на обсуждение, а затем то штрафовать, то нет – решение кажется странным.
Возможно, надо документально развести критику судейства и обычные комментарии по игре, где просто как-то упомянули арбитров. Либо выпускать развернутые решения СДК: почему одно интервью может закончиться для тренера штрафом или дисквалификацией, а другое – нет.
И сообщать о наказаниях тоже должна лига, а не хоккейные телеграм-каналы. Если уж объявили войну недовольству судейством, то хочется понимать логику и видеть прозрачную систему.
Позиция Алексея Анисимова – главного по судьям в КХЛ – известна. Он регулярно приходит на эфиры «КХЛ ТВ», разбирает спорные эпизоды и признает, что работа с ошибающимися арбитрами ведется, но этот процесс закрыт от публики. Правильный ли это подход, и достаточно ли одного Анисимова во главе такой большой и важной части лиги?
Алексей выстраивает правильную вертикаль для прогресса рефери. В роли новатора для всего мирового хоккея вводит некоторые правила в КХЛ. Но стремление сделать судейскую кухню максимально закрытой, а самих арбитров превратить в священных коров на льду, видится не совсем правильной. Не исключено, что здесь бы не помешал альтернативный Анисимову взгляд на ситуацию изнутри самого судейского аппарата. Кто-то с голосом равного веса. Полемика может быть полезна.
Ведь неприкосновенность арбитров и запрет на обсуждение действий судей наоборот монут повышать недовольство и раздражение со стороны клубов и болельщиков. Особенно, когда в ответ лига только штрафует и дисквалифицирует.