«Той команды, что была у Казахстана полгода назад, уже нет. Так бывает». Эту фразу Станислава Черчесова, сказанную после поражения в Лиге наций от Словении, естественно, никто во внимание не принял. Есть 0:8 после четырех матчей, есть что-то неподвластное уму в отношении вопроса на казахском, облаченном в куртку ПСЖ. Этого вполне достаточно, чтобы неделю считать антирекорды и, судя по всему, тихо радоваться, что тренер, для которого даже не на десятом месте, нравится он кому-то или нет, не дает результат, на который…
Кстати, а на какой результат рассчитывали в группе В Лиги наций? «Хоть бы один голик забили!», – самая частая из реакций. Вот Норвегия в том же самом Линце «голик» сделала. Проиграла с той же разницей в четыре мяча, что и Казахстан тремя днями ранее.
Неужели в Казахстане, где еще недавно сборная не поднимала головы, так близко к сердцу восприняли неудачи на первом этапе подготовки к отбору на чемпионат мира? Мне так не кажется – болельщики, посетившие игру в Линце, показались адекватными и терпеливыми. О народной любви, и главное – лояльности к сборной, говорил «Спорту День за Днем» и глава федерации Адлет Барменкулов.
Ошибки нет – в казахских болельщиках зашито невероятное ядро эмоций, которым только предстоит дать выход. Они заслуживают прогресса сборной по всем показателям, а не только в отдельных матчах. Как и роста уважения к футболу в стране, которая никогда не делала ставку на этот вид спорта. Испортить вкус прямо сейчас, скатиться до потока скоропалительных выводов, накормить мемасиками ютуб с рунетом? Не совсем то, что нужно в данный момент истории. Да и не было бы этого, но, видимо, кому-то нужно.
Черчесов страдает (Естественно, фигурально. Само словосочетание «Черчесов страдает» – из неизвестной мне мифологии) не один. Огромное давление принял на себя и Адлет Барменкулов, который посчитал, что в нынешней ситуации именно четвертьфиналист чемпионата мира – тот самый верный выбор. При котором будет не просто пара побед, но и останется что-то еще. Например, тренеры из молодежной сборной, которые вошли в штаб Черчесова, чтобы «мост» в национальный футбол существовал не только на словах. Такое решение вряд ли примет тренер, «не уважающий» чужую землю.
Барменкулов – опытный бизнесмен. То, что он поднимал большие предприятия – ерунда по сравнению с тем, что рабочие и менеджмент заводов освоили венский вальс (смотрите все то же интервью). Желание и способность смотреть дальше собственного носа, возможно, выбивается из общепринятого представления о футболе в стране. Ведь только сейчас пресс-служба Федерации стала озадачиваться охватами аудитории. И радоваться тому, что за подготовкой Казахстана к матчу с Австрией так или иначе следило около 20 мЛн человек. Черчесов в этом «принял участие» - его тренерское имя едва ли не единственное с российским паспортом, что отзывается в мире ощутимым эхом. И предопределенные поражения с парой шуток на пресс-конференциях не могут этот факт отменить.
Но Барменкулов и «получает» вместе с Черчесовым – ведь, как и всегда, многим кажется, что футбол это очень просто. Кое-где да, но не в Казахстане. Здесь мало обратили внимание, что Черчесов вместе с президентом проводят по пять часов в машине только для того, чтобы открыть поле для любительских и детско-юношеских команд или провести семинар для тренеров. О таком громкие заголовки не сообщат, хотя это не самая типичная ситуация в карьере тренера Черчесова. Чтобы в 60 с лишним столько времени проводить в дороге, нужно поверить во что-то настолько, чтобы изменить настройки.
Хотя, всему есть предел – безусловно, можно требовать внимания к национальной специфике, но все же разграничивая добро и зло. После шутки Черчесова о французском языке полетели не только восклицания на гостевых книгах, но и официальные депеши и прочие душеизливания со стороны профильных и не очень организаций. Сотрясать воздух и привлекать к себе внимание проще, чем просто встретиться с тренером с глазу на глаз. Он не страшный, поверьте. Но убедительный.
А насчет шуток… Черчесов шутил всегда и везде. Даже в Ватикане, когда ему вели экскурсию, спросил сопровождающего: «Папа знает, что я здесь?». И в ответ на шок добавил: «Вы обязательно сообщите, а то Папа рассердится, если узнает, что я был, а ему не сказали…». Но, оказывается, бывают люди сложнее Ватикана.
Черчесов не раз говорил, что тренер сборной – должность государственная, пусть кому-то от этого было смешно (сейчас эти, видимо, серьезно воспринимают «государственного» Валерия Карпина). Не меняет он принципов и в Казахстане, ведь та же программа по реновации футбольных полей – это поручение президента страны Касым-Жомарта Токаева, и по результатам совместной с ФИФА и УЕФА программы, густонаселенные регионы теперь могут свободно растить футболистов, чтобы не только складывать легенды об одном-единственном поколении, прыгнувшем выше головы.
Казахстан хочет футбол, как привычку, чтобы зайнутдиновы, уйдя в большой клуб, играли регулярно, а сборная брала не только терпением и плотной обороной, но и чем-то еще, на что можно ходить с реальным правом ожиданий. Когда около половины состава, выходящего драться с участниками недавнего Евро, болтается без регулярной игровой практики, без терпения никак.
Текст о нынешней сборной Казахстана можно было бы создать из одних лишь черчесовских фраз. А озаглавить – «Важно не то, что происходит, а что к чему идет». Тем более, эта идея перекликается с тем, что фаза работы Черчесова сейчас подразумевает создание команды вместо той, «которой больше нет». Можно привязаться к словам Черчесова о прогрессе, а можно разглядеть этот прогресс под тренерской лупой. Он – технический, как обозначили бы его строители, заливающие фундамент. Если найти в себе силы еще раз пересмотреть матч со Словенией (это труднее, чем сотрясать воздух), станет понятно, о чем речь. В первую очередь, отталкиваясь от взаимодействий, движения игроков, и контраста между теми, кто «уже все» и «еще не». Фамилии называть не хочется – зачем обижать, если время (причем, ближайшее) и так всех рассудит?
Возможно, тем, кому не нравится работа руководства КФФ и выбранного ею главного тренера сборной, сейчас самое время активизировать усилия, чтобы высказать свое «против». Потом может быть поздно.
Но в таком случае странно, что уважаемый народ, так переживающий за национальный язык на пресс-конференциях Черчесова, забывает о своей же пословице:
Өсер елдің баласы бірін бірі батыр дейді
Өшер елдің баласы бірін бірі қатын дейді
У растущего народа сыновья друг друга героями называют
У пропадающего народа сыновья друг друга унижают
Не терпится оказаться в Алма-Ате в ноябре на ответном матче Казахстана и Австрии. Интересно сверить свои ощущения и прозрачность пословицы…