• Карьера с барьером

    Наверное, карьеру бегуньи Натальи Антюх можно разделить на два этапа. До 2008 года были и серебро с бронзой на Олимпиаде в Афинах, и многочисленные медали высшей пробы на первенствах мира и Европы. Венчала этот этап, увы, неудача на чемпионате России, поставившая шлагбаум на пути в олимпийский Пекин. Меньше чем через год на тренировке Наталья решила в прямом смысле вспомнить молодость и пробежать свою привычную дистанцию, но с барьерами (на ней Антюх побеждала еще на всемирных юношеских Играх 1998 года). Причем, как призналась позже спортсменка, настрой был такой: «Посмотрю, как получится, если что – сойду с дистанции». Но сходить не пришлось, легкий и уверенный бег Антюх удивил окружающих, а ее саму – показанный результат. А уже в августе того же 2009-го она ворвалась в элиту на новой дистанции, заняв шестое место на чемпионате мира. Золотом прошлогоднего чемпионата Европы, где ей покорился рекорд континента, Наталья наглядно доказала обоснованность, казалось, столь рискованного шага, на который решилась вместе с тренером Екатериной Куликовой.

    Поводом для беседы с Натальей Антюх были не только старты, очки и рекорды. 26 июня ей исполнилось 30 лет. Хорошая возможность оценить пройденный этап, подвести итоги, поговорить о жизненных планах, мечтах и увлечениях. Но начали мы разговор все-таки с недавно завершившегося команд­ного чемпионата Европы.

    Стабильная Европа

    Своим выступлением в Швеции я довольна, – говорит Наталья. – Хоть первой прийти к финишу и не получилось, но все-таки серебро есть серебро. Порадовал меня и результат. Приятно, что мне удалось внести свой вклад в завоевание общекомандной победы для сборной России.

    C.: Что для вас было главным – показать быстрые секунды или вы­играть медаль?
    Сезон длинный, и рассчитывать, что на каждом старте получится пробегать очень быстро, нереально. Всему свое время. И тем не менее результатом 54,52 я довольна. Это уже все-таки не 55,11, которые у меня были на предыдущих соревнованиях. Но до главного турнира сезона еще два месяца, и, думаю, лучший бег у меня впереди.

    C.: До чемпионата мира где планируете выступать?
    У меня будут два старта в Бриллиантовой лиге, после чего предстоит чемпионат России. Ну а потом дай бог и чемпионат мира в корейском Тэгу.

    C.: Кто будет там основными вашими соперницами?
    В первую очередь это американки Лашинда Демус с Росс-Уильямс и Спенсер с Ямайки. Еще отмечу Ваню Стамболову, которая показывает уже очень хорошие секунды, и быстро прогрессирующую чешку Хейнову.

     

    C.: Возможно ли в этой дисциплине появление новых фаворитов за короткое время?
    Из Европы в ближайшее время точно никто не появится. В этом я уверена. А вот если ворвется в элиту кто-то из американок, допускаю.

    C.: Почему, кстати, новые звездочки если и появятся, то не в Европе?
    Трудно сказать однозначно. Просто у нас на континенте в этом плане все более стабильно. Например, те же Стамболова и Хейнова уже несколько лет показывают хорошие результаты и ожидаемо являются фаворитами. А вот в Америке все более непредсказуемо.

    C.: В чем видите резерв для себя на новой старой дистанции?
    Сейчас для меня актуальна работа над спринтом. Чувствую, что после девятого барьера не хватает сил. Вот их и надо набрать, чтобы ровнее проходить всю ди­станцию.

    C.: Предолимпийский сезон имеет какую-то особую специфику?
    В отличие от прошлого, этот сезон очень длинный. А держать максимальную форму долгое время невозможно. Поэтому главная для нас с тренером задача – распределить нагрузки так, чтобы максимальных кондиций я достигла к концу августа.

    C.: Что поменяли для себя в быту и тренировках по сравнению с началом карьеры?
    Практически ничего. Занимаюсь и готовлю себя к соревнованиям так же, как делала это всегда. Опираюсь на проверенные методики, которые приносили и приносят результат. Я вообще не экспериментатор, к новому отношусь настороженно. Да и не 20 лет мне уже, чтобы можно было заниматься экспромтами.

    В 30 не погуляешь

    C.: Что не можете себе сейчас позволить из того, что запросто могли сделать в 20 лет?
    Когда была помоложе, можно было почаще погулять, отдохнуть. А в 30 лет здоровье уже не позволяет гулять так, как иногда хочется. (Cмеется.) И если, например, на следующий день предстоит тренировка, то лучше подготовить себя к ней дополнительным отдыхом. Все-таки организм теперь восстанавливается гораздо медленнее, нежели в 20 лет.

    C.: В 30 лет роль спорта в вашей жизни изменилась?
    Абсолютно нет. Легкая атлетика для меня любимое дело, которому я посвятила большую часть жизни. И не могу сказать, что стала более ответственно к работе относиться. Когда я чем-то занимаюсь, то это захватывает меня полностью. Так было всегда.

    C.: Свой юбилей собираетесь отмечать с размахом? (Разговор состоялся 21 июня. –  С)
    Да, планируется такое дело. (Смеется.)

    C.: Праздник в Питере запланировали?
    Наоборот – ко мне из Питера приедут друзья в Подольск. Ведь у меня день рождения попадает на такое время, когда я нахожусь на сборах, так происходит каждый год. Поэтому специально собраться и отметить редко получается. Но в этом году у меня круглая дата, вот друзья и спланировали заранее поездку.

    C.: До этого круглые даты отмечали?
    Именно круглые – нет. Обычно очередной день рождения проходил просто: уходили в лес на шашлыки и я ставила галочку, что очередная дата наступила. (Улыбается.) А так, как я собираюсь в этот раз отмечать, пожалуй, не было с 21 года.

    C.: Заинтриговали. Что-то экзотическое задумали?
    Вовсе нет. Просто соберемся в хорошем месте с хорошими людьми.

    C.: Начиная путь в большом спорте, какой представляли себя в 30 лет?
    (Задумывается.)
    Тогда это казалось таким далеким, что вообще не задумывалась. К тому же стараюсь ничего не загадывать даже на короткое время – сейчас ведь настолько все стремительно меняется.

    C.: Ну а в спорте неужели не собирались к 30 годам выиграть, например, определенное количество медалей, стать олимпийской чемпионкой, поставить сколько-то рекордов?
    В спорте тем более не планировала ничего, кроме ближайших задач, каждая из которых для меня – новая страница, и только после ее выполнения она переворачивается, и открывается следующая.

    Готова все повторить

    C.: Какая цель оказалась намного дальше, чем представлялось в юности?
    Исхожу из того, что любая цель достижима. Все зависит от того, как к этому относиться и сколько усилий приложить. А вот некоторые решения и поступки сейчас воспринимаются по-другому. В 18 лет кажется, что все вокруг безоблачно и так будет всегда. Но ближе к 30 начинаешь относиться ко многим вещам более серьезно. В частности, сейчас четко понимаю, что спорт в моей жизни когда-то прекратится. И после него надо остаться нужным человеком для общества. Это важно, так как многие спортсмены после завершения выступлений просто теряются.

    C.: Кому из атлетов старались подражать в детстве?
    Подражать – точно никому. Считаю, надо быть самим собой и не пытаться кого-то копировать. Но тем не менее бег Джонсона меня всегда восхищал. Из наших особо нравилась Ирина Привалова.

    C.: C которой у вас интересное карьерное совпадение: примерно в таком же возрасте она поменяла спринт на 400 метров с барьерами. Принимая такое решение, учитывали ее удачный пример?
    Когда меняла специализацию, то об этом не думала. Но глядя на результаты, которых достигла Ирина, понимаешь, что у этого человека стоит многому поучиться.

    C.: Будь возможность выбрать для себя путь заново, что поменяли бы?
    Я задавала себя этот вопрос. И колебаний у меня нет: появилась бы возможность пройти такой длинный и тяжелый спортивный путь, я все бы сделала так же. И не только из-за ярких эмоций, которые приносят победы. Легкая атлетика мне подарила столько интересных путешествий и знакомств, что я понимаю: без нее этого у меня бы не было.

    Влюбилась в Японию

    C.: Какое место в мире поразило больше всего?
    Несмотря на то что ездить приходится много, часто нигде не удается побывать, кроме стадиона и гостиницы. Тем не менее в Париже я заряжаюсь какой-то особой энергией. И наверное, не случайно, что больше всего впечатлений у меня оставила неспортивная поездка в Японию. В эту страну я с удовольствием поехала бы еще.

    C.: Почему решили поехать именно туда?
    У меня в Токио живет подруга, туда и поехала туристом. И как там оказалась, поймала себя на мысли, что далеко не во многих странах чувствуешь себя комфортно. Но Япония – именно такое место. За пять дней, что там была, не успела понять ни местного менталитета, ни порядков. Побывала только на нескольких экскурсиях, но этого хватило, чтобы проникнуться огромной симпатией к Стране восходящего солнца.

    C.: Как левостороннее движение воспринимается изнутри?
    Для себя поняла, что мне его освоить проблематично. Подруга меня там пыталась посадить за руль, но едва попробовав, не решилась продолжать. Хотя в принципе при большом желании научиться этому можно.

    C.: Возможна ли дружба между соперницами?
    Я четко разделяю две жизни. Одна – на дорожке, другая – за ее пределами. И если на соревнованиях думаешь только о победе и ни о чем другом, то вне стадиона я общаюсь со многими девчонками очень хорошо. В чем нам конкурировать еще?

    C.: С кем из коллег самые близкие отношения?
    Пожалуй, с Олесей Зыкиной и Татьяной Фировой, которых знаю с детства.

    Родной Санкт-Петербург

    C.: Большую часть времени вы проводите вдали от Питера. Приходит иногда ощущение, что его в вашей жизни не хватает?
    Когда по несколько месяцев безвылазно находишься на сборах, то порой возникает непреодолимое желание сорваться в родной город и просто подышать пару дней его аурой. Но говорить о какой-то периодичности здесь сложно: такие чувства возникают спонтанно.

    C.: Какое-нибудь место в России вам Питер может заменить?
    Если только деревня в костромской области. Там у меня живет бабушка, к которой я стараюсь ездить каждые выходные.

    C.: Возникает психологическая ус­талость от постоянного нахождения с одними и теми же людьми, в первую очередь тренером?
    Да, это нормальное явление. Думаю, c этим все сталкиваются.

    C.: Как из этого состояния выходите?
    У нас это само собой разрешается.

    C.: А разве не требуется для этого отдохнуть от общества друг друга хотя бы день-другой?
    Так мы же исходим из реалий. А они таковы, что у нас идет тренировочный процесс, и разъехаться в разные места на те же день-два у нас нет возможности. Можно сказать, что это правила игры, которые всем известны заранее. И исходить надо именно из них.

    Семье и детям свое время

    C.: Бывало такое, что хотелось бросить спорт?
    Бывало. И не раз.

    C.: Что помогало черпать энергию для дальнейших выступлений?
    Осознание того, что я посвятила этому делу всю сознательную жизнь. И бросать спорт из-за того, что мне надоело или я устала, я просто не имею права.

    C.: После каких соревнований желание все бросить было сильнее всего?
    У меня очень хорошо получается забывать негативные эмоции. И потом к ним не возвращаться. Поэтому такими сравнениями я не занимаюсь. Но признаюсь, что мысли об усталости, какой-то негатив и слезы бывают после очень многих стартов.

    C.: Мысли о семье и детях к 30 годам чаще стали посещать?
    Желание иметь это было всегда. Но всему свое время. На данный момент я в первую очередь посвящаю себя карьере.

    C.: Ну, отношение к семейной жизни отличается от того, какое было, например, в 25?
    Если только тем, что в 25 я об этом вообще не думала. (Смеется.)

    C.: Сколько времени еще себе отводите на дорожке?
    Не знаю. Я ничего не планирую. Считаю, это глупо. Сколько Бог даст, столько и буду бегать. А на данном этапе я не думаю ни о том, что будет через два года, ни даже об Олимпиаде в Лондоне.

    C.: Даже об Олимпиаде?!
    Так до нее еще далеко! На данный момент главная цель – чемпионат мира. Его и держу в поле внимания.

    C.: Одна спортсменка рассказывала, что по окончании карьеры хотела бы иметь большую семью.
    Пока не думала об этом. Чтобы о детях и тем более их количестве думать, надо иметь крепкую защиту перед собой и капитал, на который ты будешь их поднимать. Тем более думать о совместной жизни при моем графике невозможно. О чем говорить, если моим домом месяцами напролет является спортивная база?

    C.: Тем не менее некоторым это удается. Например, Татьяне Лебедевой. Спрашивали у нее о секретах такого «совмещения»?
    Примеров можно привести достаточно – у Татьяны Андриановой тоже есть семья, ребенок, и ее в том числе еще и на спорт хватает. Но озадачиваться, как им это удается, и просить поделиться опытом бессмысленно. Я никогда этим не интересовалась.

    C.: Почему?
    У каждого жизнь складывается по-разному, при­оритеты у всех тоже разные. И если так получилось у одной спортсменки, то это не значит, что ее пример подойдет для меня. Любой отдельный случай в какой-то мере уни­кален.


    Опубликовано в еженедельнике «Спорт день за днем» №25 (6-12 июля 2011 года)

    Использование материалов еженедельника без разрешения редакции запрещено.


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»