Стритбол стал олимпийским видом спорта. Уличные разборки теперь можно будет перенести на профессиональные площадки. Во время проведения турнира Red Bull Reign в Краснодаре корреспондент «Спорта День за Днем» пообщался с одним из лучших стритболистов России Николаем Шангичевым, который буквально на пальцах разъяснил положение дел в этом виде спорта.
Понкрашов может оказаться в сборной
— У кого из вашей команды есть реальные шансы оказаться в сборной России на Олимпиаде-2020?
— Если говорить о нашей команде, то я, Саша Лисичкин и Сережа Цисес с 2015 по 2017 год были в расширенном составе сборной России. Лисичкин неоднократно ездил на чемпионаты мира и Европы. Мы с Сережей были больше спарринг-партнерами — тренер считал, что по антропометрии не подходим. Сейчас за нашу команду играет Шалва Шаташвили, так вот он отобрался на чемпионат Европы и, скорее всего, будет играть там за сборную России. Раньше в российском стритболе было питерское руководство, теперь — московское. Возможно, с этим связан тот момент, что нас больше не зовут.
— Какой расклад в других командах — участницах «Red Bull Reign?
— В «Пирамиде» есть Артем Комиссаров, который играет за «Енисей» в Единой лиге ВТБ. Он профессионал, который получает хорошие деньги. Три других игрока — Александров, Павленко и Коршаков — уже играли за сборную России на чемпионате мира именно в дисциплине «3 на 3». У них очень большие шансы поехать на Олимпиаду. Но все зависит от тренеров. У тех, кто старше, шансов меньше. Но важно понимать, что все зависит от нас самих. Если мы будем всех разрывать на мировых турнирах, тренер сборной России это увидит. Надо работать и находить точки соприкосновения. Из тех команд, которые вышли в плей-офф Red Bull Reign, уверен, ни одного игрока в сборной не будет.
— Мне понравилась «двойка» у «Юго-Запада».
— Он играет по профессионалам, но он не стритболист. Советую всем зайти на YouTube и ввести в поисковике FIBA 3x3 Masters Japan. После этого вы поймете, как надо играть. Смешно, что досрочно вылетает команда, состоящая сплошь из профессионалов, играющих в Единой лиге ВТБ или Суперлиге. Я говорю о «Пирамиде».
— Натыкался в сети на информацию, что сборная России полностью состоит из команды Warface. Это так по-прежнему?
— Этой командой занимается Олег Ушаков. Из нашего большого ростера в ней играли Владимир Агабабьян и Шалва Шаташвили, это был отборочный турнир на чемпионат Европы,.
— Пример «Пирамиды» доказывает, что можно быть успешным и в классическом баскетболе, и в стритболе?
— Не у всех это получится. При игре 5 на 5 у тебя есть определенная роль, в стритболе ты должен уметь все: защищаться, атаковать, быть универсалом. Такое под силу «второму» и «третьему» номерам, атакующим защитникам и форвардам. Чем ты габаритнее — тем лучше. Опыт не самое главное. Все знают, кто такой Антон Понкрашов.
— Конечно. Бронзовый призер Олимпиады, чемпион Европы.
— Так вот, когда он только начал играть в стритбол против Саши Лисичкина, то постоянно говорил: «Парни, как вы это делаете?!» Сейчас он втянулся, понимает, как все работает. У таких игроков, как Антоха, больше шансов оказаться в сборной. Его, скорее всего, будут подтягивать. Но самое важное — командная химия. Какими бы сильными индивидуально ни были игроки, если они не станут друзьями, ничего не получится.
— Получается, Понкрашов теоретически может поехать на Олимпиаду?
— Я, честно говоря, не понимаю, почему его до сих пор не вызывают. Может быть, его вызывали, а он отказывался, потому что все еще планирует играть за сборную в классике? Не знаю. Пока у всех профессиональных баскетболистов приоритет — игра 5 на 5. Все дело в том, что там намного больше денег.
В Сербии уходят играть на улицу
— Почему сербы сейчас являются главной силой в стритболе, обойдя американцев?
— Их стали хорошо поддерживать в своей стране. Там реально есть конкуренция. Они просто «убивают» друг друга. Талантливых ребят так много, что все попасть в классический баскетбол не могут. Поэтому в таких странах, как Сербия, Латвия и Литва, многие уходят играть на улицы. Сейчас в первой десятке рейтинга FIBA сразу четыре сербские команды — Novi Sad, Belgrade, Zemun и Liman Tesla Voda. Причем Novi Sad и Liman Tesl Voda — первая и вторая команды мирового рейтинга.
— На Олимпиаде в Токио ничего не изменится? Сербы и американцы будут главными фаворитами, а потом все остальные?
— Насчет американцев не уверен. Смотря каких игроков они привезут. На чемпионат мира они привозили игроков из своей D-лиги (Лига развития НБА. — «Спорт День за Днем») и все равно проиграли сербам. Американцы физически сильнее, но в стритболе много своих тонкостей. В игре 3 на 3 десять игровых минут чистого времени. Люди просто «умирают». Команды, вышедшие в плей-офф Red Bull Reign, так просто не смогут. Сербы играют за небольшие деньги, среди них в основном фанаты своего дела.
— Какие шансы у сборной России пробиться на Олимпиаду в Токио?
— У каждой страны свой рейтинг, учитывается количество игроков в первой сотне лучших стритболистов. На данный момент мы на втором месте в Европе после сербов, а на Олимпиаду от Европы едут именно две команды. Но Словения очень близко к нам. Сербы, мягко говоря, недосягаемы, Словения — наш основной конкурент. Вот такой расклад.
— Какие турниры влияют на рейтинг стран?
— Чемпионаты мира и Европы — постольку-поскольку. Есть World Tour, состоящий из десяти турниров серии Masters. Они проходят по всему миру. Именно там команды набирают огромные рейтинговые очки, мечтая попасть в финал Masters. В этом году он пройдет 27–28 октября в Китае. Участвуют клубы, но у некоторых они состоят из игроков национальных команд.
— Как у нас обстоят дела?
— На ближайшем турнире Masters, который пройдет в Праге, будет играть сборная России U23. Их сейчас «тащат», возможно, как основной состав на Олимпиаду. На Masters попадают с турниров-челенджеров. Александров, Павленко и Коршаков, про которых я уже рассказывал, ездили на три «челленджера», но дальше четвертьфинала не проходили. Чтобы попасть на Masters, надо быть в финале «челленджера». Выигрываешь один из турниров Masters — попадаешь в суперфинал этой серии. Иногда выигрывают одни и те же, поэтому в суперфинал берут команды исходя из их рейтинга. Чтобы попасть на турнир-челленджер тем, у кого низкий рейтинг, как у нас, например, надо отбираться через слоты и сателлиты. Альтернатива — турниры-квесты, в финал одного из которых мы отобрались. Будем играть в Кубке России, будет суперфинал в Риге. Если выиграть один из этих трех турниров, то будет путевка на Masters. Leningrad абсолютно каждую неделю играет в разных турнирах.
— Leningrad уже добирался до турниров Masters?
— Я, Шаташвили и Цисес объединились в 2013 году. Год спустя мы играли на Masters в Праге, но в четвертьфинале проиграли клубу, собранному из игроков сборной Румынии. Я больше развивался как игрок один на один. А вот Лисичкин — феноменальный парень! Он играл на множестве турниров Masters в составе команды Leningrad, поэтому и нас в турнирах FIBA называют так же. Саша даже выступал в суперфинале Masters в Абу-Даби. Он отличный реабилитолог и помогает решать людям из различных видов спорта проблемы с коленями. Саша — хирург по образованию. Сейчас занимается детьми, передает им свой опыт. Я езжу по миру и вижу, что в других странах дети с большим удовольствием занимаются баскетболом, поэтому в той же Бельгии скоро будет больше хороших игроков, нежели в России.
Краснодар