В истории каждого спортивного клуба есть свои рекордсмены. В хоккее с его разнообразными статистическими показателями их особенно много. Имеются они, конечно, у СКА. Беляй Бекяшев, к примеру, – лучший армейский снайпер в чемпионатах страны, а Никита Гусев – главный бомбардир команды. На счету других игроков – различные клубные рекорды, установленные ими в течение всей карьеры, проведенной в красно-синей форме, или в ходе только одного сезона.
Среди череды лучших показателей есть и такой – наибольшее количество матчей, сыгранных одним хоккеистом подряд. До недавнего времени этот клубный рекорд принадлежал шведскому легионеру СКА Тони Мортенссону. Свой первый матч за армейцев в чемпионате он провел 9 сентября 2010 года и, затем, более трех лет подряд Тони был единственным игроком команды, не пропустившим ни одной встречи. Его серия закончилась 16 ноября 2013 года, в матче «Атлант» – СКА, когда он получил травму. Таким образом показатель Мортенссона составил 228 (!) матчей, сыгранных подряд. Это был официальный клубный рекорд в данной категории.
Так кто же сумел превзойти показатель шведского викинга? Неужели, кто-то из армейцев образца команды сезона 2022/23? Вы удивитесь, но «побил» шведский рекорд 2013 года Константин Меньшиков, завершивший свою карьеру в составе СКА… более полувека назад! Как же произошел такой камбэк? В этом мы сейчас и разберемся.
Прежде всего следует найти ответ на вопрос: кто, где и когда начал определять рекорды СКА и публиковать о них информацию?
Посмотрим, что на этот счет говорит справочник, выпущенный к пятидесятилетию клуба.
Берем с полки это уникальное издание. Перед тем, как начать листать его страницы полезно знать, что в 1996 году в Санкт-Петербурге был выпущен первый и последний (!) на сегодняшний день справочник, в котором приводилась полная посезонная статистика команды, а также подробный список всех рекордов и достижений игроков СКА в истории клуба.
Эту титаническую работу проделали два уважаемых историка отечественного хоккея, работавшие на тот момент в пресс-службе клуба Семен Вайханский и Владимир Кузьмин. Первый долгие годы скрупулезно формировал всю статистику и библиографию по армейской (и не только) команде. Второй провел много времени в центральном московском архиве (ГАРФ), чтобы закрыть многие «белые пятна» в показателях игроков СКА. Владимир сумел обработать протоколы матчей по более чем 20 сезонам красно-синих в чемпионатах СССР, всех, что находились в доступе на тот момент.
Совместными усилиями они подготовили к выходу в свет единственное в своем роде издание. Оно сразу же стало библиографической редкостью, так как было выпущено очень и очень скромным тиражом – всего 500 экземпляров.
Однако главная его ценность в актуальности, сохраняющейся по сей день. Здесь можно найти списки лучших игроков по разнообразным показателям, которые присутствуют почти на каждой странице издания. Приводится и особо интересующий нас подсчет: «Более ста матчей подряд» (с.36).
Первую строчку в этом реестре занимает Валентин Панюхин с 197 играми без пропусков. Нашлось место в этом списке и для Константина Меньшикова, причем его фамилия присутствует здесь дважды – на 12-м месте (117 игр) и на 16-м месте (104 игры). Здесь нет и намека на рекорд, о котором говорилось выше.
Указанные в таблице 117 и 104 игры Меньшикова далеки даже до показателей Панюхина, не говоря уже о впечатляющей серии Мортенссона. Но не торопитесь делать выводы.
В первую очередь обратите внимание на даты, когда завершилась первая из указанных серий (104 матча) – 2 февраля 1967 года, и когда началась вторая – 23 февраля того же года. А теперь взглянем на календарь матчей армейцев, и мы увидим, что 3 февраля СКА играл с «Крыльями Советов» (в те годы домашние матчи были спаренными и проводились два дня подряд), а 22 февраля состоялась первая из двух календарных встреч с новокузнецким «Металлургом». Получается, что 3 и 22 февраля Меньшиков не выходил на лед? Давайте проверим.
Здесь нужно вновь сделать небольшое историческое отступление для разъяснения ситуации. Когда историк хоккея Владимир Кузьмин собирал в середине 1990-х сведения в ГАРФе, этот архив находился в плачевном состоянии и условия работы в нем (как для сотрудников, так и для посетителей) оставляли желать лучшего. Кроме того, Владимир Анатольевич мог упустить какие-то детали, из-за ограниченности времени, связанной с выходом справочника.
Очень многое поменялось в наше время. Архив стал получать вполне приличное финансирование, позволившее приобрести современное техническое оборудование, за прошедшие годы были разобраны дополнительные дела, в которых хранились документы и протоколы хоккейных матчей. В итоге к автору этих строк стали постепенно приходить сканированные протоколы матчей СКА прошлых лет. Теперь с ними можно работать очень тщательно и, главное, никуда не торопясь. Некоторое время назад поступили и протоколы сезона 1966/67. Того самого, когда состоялись матчи, о которых говорилось выше.
Первый из них прошел 3 февраля 1967 года. СКА – «Крылья Советов».
Сразу же бросается в глаза дата – 3 января. Не тот протокол? Нет – тот самый, но в нем допущена элементарная ошибка. В те времена подобные промахи допускались довольно регулярно. Что же можно увидеть в этом документе?
Во-первых, весьма непривычные современному болельщику колонки, особенно следующую – «в каком периоде играл». А в ней цифры – «1,2,3». Они обозначают первый, второй и третий периоды, в которых тот или иной хоккеист выходил на лед. Под №2 в списке игроков идет Меньшиков К. и у него все три периода вместо цифр стоят прочерки, значит он вообще не выходил на лед? Ответ вас удивит – выходил. Здесь нужно обратить внимание на две записи в протоколе в отношении игрока СКА Никифорова В., выступавшего под номером 17. Согласно «колонке периодов» он выходил в каждом из них. Но ведь он вратарь команды. Неужели у СКА в том матче играли сразу оба голкипера, причем второй, видимо, в «поле»?
Нет – это очередная ошибка секретаря матча. Объясняется она довольно просто. С давних пор в протоколах матчей вратарей записывали одного за другим (первая строчка – основной, вторая – запасной). Здесь игроки были указаны по порядку номеров. Поэтому секретарь автоматически поставил в «колонке периодов» три прочерка «запасному» вратарю из второй строчки списка, а «полевому» под №17 отметил участие во всех трех периодах матча. Кроме того, в графе «Броски по воротам» у Меньшикова значится один. Но, если он не выходил на лед согласно протоколу, то, как же он нанес бросок? Вот вам еще один аргумент в пользу участие в той встрече Константина Владимировича. Дополнительное доказательство присутствовало в ежедневном центральном спортивном издании – газете «Советский спорт».
Откроем номер от 4 февраля 1967 года, на 5-й странице.
Второй парой защитников ленинградских армейцев указана связка: Константин Меньшиков – Олег Чурашов. Становится окончательно ясно, что Меньшиков выходил на лед в той встрече.
А теперь о втором «пропущенном» матче, 22 февраля. Вот его протокол.
Здесь были допущены точно те же ошибки (разве что у Никифорова отмечено не участие в матче), как и 3 февраля. Да и главная спортивная газета страны вновь показывает участие армейца Меньшикова во второй паре защитников.
Номер от 23 февраля 1967 года, 6-я страница.
С помощью анализа протоколов можно утверждать, что Константин Меньшиков принимал участие в обеих встречах. Следовательно, он играл во всех 44 матчах сезона 1966/67, несмотря на то, что в упомянутом выше справочнике у него указаны только 42.
Теперь еще раз внимательно посмотрим на дату, когда была начата первая из меньшиковских непрерывных серий – 16 марта 1964 года.
Напомню, что Меньшиков стал играть за СКА с сезона 1963/64. Тогда он и еще четверо его товарищей сменили калининский СКА на ленинградский.
После 16 марта 1964 года армейцы провели еще две встречи – 18 и 20 марта соответственно. Таким образом, можно легко посчитать по каждому из сезонов, сколько же всего матчей подряд провел Константин Меньшиков.
Сезоны: 1963/64 – 3, 1964/65 – 36, 1965/66 – 36, 1966/67 – 44, 1967/68 – 44, 1968/69 – 32, 1969/70 – 34.
Складываем, и получаем – 229 матчей.
Фантастическая серия Меньшикова продолжалась более семи (!) лет, с 16 марта 1963 года по 4 апреля 1970-го. Она могла быть и более внушительной, но на финише сезона, как сообщает ленинградская пресса, тренер команды Николай Пучков «дал отдохнуть» Константину Меньшикову.
Вот так, спустя 52 года, благодаря архивным документам появилась возможность поздравить уважаемого армейского ветерана Константина Владимировича Меньшикова с чуть было не пропавшим, но все-таки отыскавшимся рекордом.