Ровно 55 лет назад, 15 апреля 1965 года, свой первый матч за «Зенит» сыграл Павел Садырин. Та игра, с ростовским СКА в чемпионате СССР, завершилась в гостях со счетом 1:1. А в первом домашнем матче за «Зенит» чуть позже Садырин забил московскому «Спартаку», и ленинградская команды выиграла 1:0. Так началась слава Садырина-игрока.
Всего он провел за «Зенит» 360 матчей, забил 41 гол. Дальше Павел Садырин, воспитанник пермской «Звезды», продолжил в роли тренера и в 1984 году привел «Зенит» к первой победе в чемпионате СССР. Он взял титул в 1991-м и с ЦСКА, сменив на тренерском мостике армейцев, как и в «Зените», Юрия Морозова. Это позволило Садырину стать шестым тренером в Союзе, кому удалось выиграть чемпионат с двумя командами.
Впрочем, каким «коучем» был Павел Садырин, все знают. А вот как они играл за «Зенит»?
Владимир Голубев, защитник «Зенита» 1970-х, который, к слову, 16 апреля отметит 70-летний юбилей, утверждает, что Павла Садырина отличала боевитость, проигрывать на поле он не любил и не хотел. Играл в центре на позиции опорного полузащитника, постоянно вел единоборства, в плане отбора мяча ему в чемпионате СССР было мало равных. Плюс вел команду за собой как капитан.
Он цементировал центр поля, облегчал задачу нам, защитникам, проделывал много «черновой» работы, вспоминает Голубев, вызывавшийся в сборную СССР, а в конце 1980, в смутное время, тренировавший «Зенит». Пас у него был хороший, мог подключиться к атаке, но главное, заводил нас своим примером. Говорил на поле, немного, всегда по делу.
Павел Федорович не обладал какими-то выдающимися физическими данными. Скажем, скорость у него была средняя, говорит Михаил Лохов, проведший за «Зенит» двенадцать сезонов на позиции защитника. Но играл, не щадя себя, очень самоотверженный был, обладал огромной работоспособностью. Всегда боролся! С точки зрения позиции это был, как тогда говорили, «волнорез» встречал атаки соперника, давал время, чтобы защитники успевали перестроиться, занять позиции. Его можно сравнить с Барриосом, который сейчас за «Зенит» играет. В нашем «Зените» Садырин еще был штатным пенальтистом всегда шел бить с точки.
Михаил Лохов отмечает интересную особенность Садырина у него был «золотые» руки. Всегда что-то мастерил. Машины сам разбирал, собирал, командовал всеми на техосмотрах. И очень увлекался фотографией. Всегда брал в поездки фотоаппарат, там делал снимки. Многие фото из архива «Зенита» дело рук Павла Федоровича. В общем, труженик на поле и за полем.
Его очень уважали партнеры, продолжает Лохов. Он был капитаном «Зенита», парторгом. Всегда отстаивал интересы игроков на переговорах с руководством клуба. За спинами не отсиживался, мы знали, что Паша не предаст. Справедливый был. Всегда принимал огонь на себя как атаки соперников на поле.
Я в «Зените» не играл, выступал за ленинградское «Динамо». Игру Садырина видел с трибуны, вспоминает Борис Рапопорт, будущий тренер и спортивный директор «Зенита», ныне тренер «Ленинградца», выступающего в ПФЛ. Может, он не был очень ярким игроком, но настоящий лидер. Хорошо боролся, двигался, выполнял большой объем работы. Звезды «Зенита» той эпохи Бурчалкин, Завидонов. А Садырин вожак, лидер. Он не так ярко играл в атаке, но был ключевым игроком центра поля. Через него строилась вся игра, он ее создавал.
«Зенит» тогда не имел таких финансовых возможностей, как сейчас. Но считался крепкой командой как раз благодаря таким игрокам, как Садырин. И провести более 350 матчей за «Зенит» по тем временам, по мнению Бориса Рапопорта, серьезное достижение.
С партнерами, коллегами не совсем согласен Алексей Стрепетов, ведущий полузащитник «Зенита» 1970-х, будущий тренер сине-бело-голубых, постоянный эксперт «Спорта День за Днем». Он считает, что видеть в Садырине только бойца и «вояку» на поле значит, не видеть ничего.
Когда вспоминают Садырина-игрока, наши ветераны обычно говорят: рыжий, злой, настырный, боец. Но это общее место, понимаете? Не главное, уверен Стрепетов. Мне посчастливилось играть рядом с Павлом Федоровичем много лет. Он был «мозг» середины поля. Мог сыграть на любой позиции даже последнего защитника, «чистильщика», как тогда говорили. Когда Володя Голубев не мог играть, Садырин на его позицию вставал.
Первый пас у него был отменный на метров 60-70, такие сейчас делают в «Зените» Иванович, Ракицкий. Прекрасно играл на опережение, причем даже головой, несмотря на свой рост, чувствовал игру, знал, в какой точке нужно оказаться. Равных в борьбе за мяч ему вообще не было! Так же, кстати, как в умении делать подкаты. Подкаты в исполнении Садырина отдельное искусство. С ним боялись вступать в единоборства.
Даже не знаю, с кем его можно сравнить из игроков нынешнего поколения. Барриос хорошо борется, но у него не такого паса. Денисов? В отборе Садырин был лучше. А пас он просто давал в любую свободную зону туда нужно было только прибежать. Мячишко возьмет: влево-вправо, все регулировал. Он был игрок, как говорят, «от штрафной до штрафной». Сейчас бы спокойно сыграл в любой команде. И профессионал был уже тогда вечно во все вникал, какие-то шипы новые доставал, вкручивал-закручивал, нас этому учил, а мы привыкли, что этим обычно сапожник занимается. Очень помогал молодым. Я, благодаря ему, попал в основной состав. С Володей Казаченком он много «возился». То есть, уже тогда тренерские качества в нем были заметны. И после тренировок еще по 45 минут отрабатывал штрафные, угловые, пенальти.
За ребят всегда был горой. Никого не боялся! Я помню, мы играли в Одессе, с «Черноморцем», проигрывали 0:1 и весь матч атаковали. Не везло. И вот на последних минутах из-за несогласованности и усталости защитников пропускаем второй гол. С трибун вдруг выбегает болельщик в очках. В руках букет цветов. Бежит на поле, вручает их нашему защитнику, от ноги которого мяч залетел в ворота. Тут же к нему подбегает Садырин и хуком укладывает на газон. Начинается массовая драка...
21 ноября 1984 года. СКК имени В. И. Ленина. «Зенит» чемпион СССР!
Читайте также: