• Из детского сада – в профессионалы. Футбольная школа для самых маленьких

    Спецпроект. Детский футбол в Санкт-Петербурге и его влияние на воспитание личности

    22.10.19 19:40

    Из детского сада – в профессионалы. Футбольная школа для самых маленьких - фото

    Фото: Чемпионика Санкт-Петербург

    Филиал футбольной школы «Чемпионика» на Кондратьевском проспекте открыли полгода назад. Но уже среди задач секции для самых маленьких будущих футболистов – участие во внутренних турнирах, а в перспективе – выход на первенство Петербурга.

    Семейная атмосфера, всестороннее развитие через игру, индивидуальный подход. Корреспондент «Спорта День за Днем» побывал на тренировке трех-четырехлетних детей.

    – У нас индивидуальный подход к каждому ребенку, – начал Михаил, руководитель ФШ «Чемпионика» в Калининском районе. – Тренер не просто отрабатывает задачу «человека со свистком». Он работает с ребятами, как со своими детьми. Мы встречали детей из других школ, и они удивлялись такому подходу. Говорят: «Наши тренеры давали задание и не смотрели, как идет отработка. Потом другое задание». Мы строим концепцию иначе. Тренер доводит до каждого ребенка всю информацию. Отрабатывает, пока он не усвоит. Бывает, что мы, может, подтормаживаем, но важно, чтобы каждый ребенок освоил и закрепил упражнение. Также тренер составляет портфолио по каждому ребенку. Анализирует. Готовит индивидуальную программу. У нас более «домашняя» обстановка.

    И это подтвердилось.

    – Привет! – протягивает «пять» четырехлетнему малышу Михаил. Тот радостно отбивает ладонь, смеется: «Пливет!»

    Перед занятием родители общаются с руководителем и тренером – Денисом Книгой – бывшим вратарем «Луча-Энергии», «Тосно» и петербургского «Динамо», выпускника университета имени Лесгафта. 

    Во время тренировки Книга выступает не просто как тренер. Придумывает для трехлеток сказки, проводит аналогии. Развивает фантазию.

    – Тренер выступает больше как педагог, а не как футбольный тренер? – обращаюсь к Михаилу.

    – Да, идет воспитательный момент. Развивающая работа. Игра, как разминка. Например, тренер раскидывает разноцветные фишки по площадке. Учит запоминать цвета, быстро отличать их. Говорит: «Задача перевернуть оранжевые фишки, а красные – не трогаем». Потом дети считают количество фишек, говорят тренеру, сколько перевернули. Плюс такая игра положительно влияет на вестибулярный аппарат. Развивается мелкая моторика – быстро сориентироваться, найти, поднять, перевернуть, собрать. Развивается речь: ребенок повторяет за тренером названия и цвета. Когда дети обходят фишки, тренер придумывает для них сказку: вместо фишек – пеньки, которые надо обойти, вместо площадки – лес.

    И тут дошла очередь до «леса». Книга раскидывает разноцветные фишки по залу. Делит детей на две команды. Только в новой интерпретации фишки стали не «пеньками», а «разноцветными грибочками». Начинается соревнование – кто быстрее. Задача одних – перевернуть перевернутые, других – собрать.

     

    Проворно, быстрее остальных справляется девочка в форме «Чемпионики».

    – Да, у нас ребята занимаются вместе, – поясняет Михаил. – Мы относимся к детям как к игрокам. Не разделяем по половому признаку. Девочки даже иногда дают фору мальчишкам. Много девочек записывается.

    Дальше работа с мячами. Крошечные, по сравнению с мячами, дети, отрабатывали подачи из аута. Тренер, в роли принимающего, объясняет, что важно вбросить мяч из-за головы. Все дети правильно исполняют элементы, которые порой неправильно выполняют профессионалы. Потом визги, радость и кураж – задание сбить мячами фишки.

    Обращаюсь к Михаилу:

    – Почему в группах занимается шесть–восемь детей?
    – Мы не «забиваем» группы количеством. Один тренер способен дать качественный урок не более чем семи-восьми ребятам. Если их больше – начинается «детский сад». Наши группы – не более восьми. Если детей больше – подключается второй тренер.

    – Получается развивающее дополнение к детскому саду.
    – Да. У ребенка развиваются внимание и усидчивость. Уже в этом возрасте мы закладываем внимание, умение слушать, понимание задачи учителя. И в дальнейшем, когда ребенок пойдет в школу, ему пригодятся эти занятия. Когда родители знакомятся с нашей методикой, то почти сразу соглашаются отдать ребенка в нашу школу.

    И действительно. После каждого задания Книга просит детей «сесть на лавочку». Те выполняют беспрекословно. Слушают следующее задание.

    Потом задача – попасть по воротам. Вернее, в «волшебную пещеру».

    Малыши сконфуженно, сосредоточенно, будто перед серией одиннадцатиметровых в финале чемпионата мира, приступают к заданию. А кто из вас в трехлетнем возрасте забивал профессиональному вратарю?

    Тренировка закончена. Дети с дневниками «Чемпионики» идут к Михаилу. Тот вклеивает наклейки.

    – Какая мотивация у детей старшего возраста? Стать профессионалами?
    – Да. Они смотрят на тренера как на футбольного человека. И в этих тренировках, естественно, в отличие от занятий трехлетних, больше футбола. В дальнейшем мы планируем ввести для старших детей теоретические занятия. Может, некоторые из них перейдут в академию или СШОР «Зенит», в профессионалы. Почему нет? Сейчас, например, у нас занимаются дети, которые не прошли отбор в эти школы. Мы готовы «подтянуть» одного-двух таких ребят, дать навыки, которые позволят вернуться.

    – Вы будете довольны, если ребенок после вашей подготовки перейдет в СШОР или академию?
    – Да. Мы занимаемся с детьми, которые любят футбол, развиваем их. Мы не занимаемся «продажей» детей в профессиональные клубы. Это видят и родители. Я бы назвал нашу обстановку более домашней.

    Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»