Иван Обляков — выходец из деревни Вындин Остров, которая расположена в Волховском районе Ленинградской области. Несмотря на яркую футбольную юность (и это обстоятельство роднит его с Виктором Васиным) шанса проявить себя в «Зените» он так и не получил. В ходе эксклюзивного интервью мы расспросили Ивана о принципиальности матча с сине-бело-голубыми, непростом футбольном детстве, родной деревне и, конечно же, об игре красно-синих в нынешнем сезоне.
— Иван, встреча с «Зенитом» завершает целый цикл осенних матчей, в которых ПФК ЦСКА противостоят соперники высокого уровня. При этом в игре с краснодарцами армейцы пропустили два гола в самой концовке, ведя 1:0. Что это было?
— В те минуты соперник произвел замены и большими силами пошел вперед. В какой-то момент «Краснодару» удалось задавить нас, прижать к воротам и забить эти два гола. Мы не смогли справиться, возможно, не хватило сил. Хотя мы не жалуемся на «физику», график с учетом еврокубков у нас с ними примерно одинаковый. К сожалению, так получилось, «Краснодар» был свежее в концовке, забрал мяч под контроль и добился своего. Ранее случилось поражение от «Локомотива», тоже очень досадное. Но пропущенные в концовке мячи — не закономерность. Нам просто нужно провести работу над собой, чтобы в дальнейшем такого не было.
— ЦСКА долгие годы сохраняет репутацию сверхволевой команды. До «Краснодара» в последний раз, ведя в счете в домашнем матче чемпионата, армейцы проигрывали аж в 2009 году…
— Мне сложно связать нынешнее поражение с тем, что было в прошлом. Многие футболисты, в том числе и я, только пришли в команду, мы стараемся сыграть как можно лучше в каждом матче и соответствовать психологии победителей. Конечно, мы могли не допустить переломного момента, когда нам забили первый, а потом и второй. Очень важно, когда ты пропускаешь гол, собраться и что-то противопоставить сопернику. Если честно, у меня нет объяснения тому, что произошло. Надеюсь, в будущем мы исправим эти ошибки и больше не позволим такому случиться.
— Не будем забывать, что многие игроки ЦСКА впервые увидели другдруга в конце лета, едва ли не осенью. Как проходит ваша адаптация в команде, интегрировались ли уже в коллектив?
— Я считаю, что на сто процентов стал в новом клубе своим. Команда молодая, в нее легко влиться, с любым игроком можно пообщаться на любые темы. Атмосфера очень хорошая, в футбол, который ставят наши тренеры, играть приятно. Это комбинационная игра, а у нас все ребята техничные, так что в будущем должно стать только лучше. Все главные победы впереди, я верю в это!
— Вы многих своих ровесников в команде еще до перехода прекрасно знали по молодежной и юношеской сборным. Давайте я начну перечислять фамилии, а вы продолжите. Чалов, Кучаев, Хосонов, Чернов…
— Жамалетдинов, с ним тоже пересеклись разок, Помазун…
— … Ахметов?
— Да, с Ильзатом тоже играли вместе.
— Получается, почти всех.
— Именно так. На тренировках, до и после них общаемся, все на одной волне, работаем, помогаем друг другу.
— Виктор Гончаренко тоже давно знает вас по работе в Уфе. Этот фактор, как вы отмечали, сыграл свою роль при переходе. Можете пояснить, как тренер влияет на ваш профессиональный рост?
— С Виктором Михайловичем очень приятно работать. Он всегда конкретно ставит цели, задачи, очень подробно доносит до тебя, как нужно играть в той или иной позиции. Конечно, на поле ты принимаешь решения сам, но держишь в уме всю эту информацию, она откладывается в голове и очень помогает в каждом игровом эпизоде. Михалыч — отличный тренер и прекрасный человек, всегда подскажет, поможет, подбодрит. Где-то напихает, конечно, не без этого (улыбается). Плохого в этом точно ничего нет. В «Уфе» акценты были иными, в ЦСКА футбол более атакующий. Но я усвоил и те установки, и эти, мне было легко привыкнуть к новым требованиям и выполнять их.
— За вами еще с молодежного футбола закрепилась репутация универсала. В ЦСКА вы выходите на поле в разных амплуа, кем себя видите в первую очередь?
— Я игрок центра поля, но в ЦСКА уже побывал левым защитником, действовал по бровке. Проблем нет, комфортно себя чувствую везде. В молодежке играл правого полузащитника, в нападении. Конечно, мне ближе атакующие роли, но и в опорной зоне все складывается нормально, просто поначалу пришлось чуть-чуть привыкать.
— У вас был уже в этом сезоне какой-то матч, который хочется вспоминать и вспоминать?
— «Реал». Много эмоций, все вышли и сыграли так, как надо. Концентрация была на высшем уровне, мы больше оборонялись, но позволили сопернику создать достаточно мало моментов. Я считаю, мы победили «Реал» заслуженно, порадовали болельщиков, всю страну. Еще раз доказали, что в России есть футбол, и наши команды могут обыгрывать всех.
— Для молодого футболиста в плане психологии это огромный плюс.
— Если честно, в чем-то и минус, можно расслабиться, подумать, что теперь ты на одной ноге можешь победить любого. Но к нам это не относится, мы понимаем, что на каждую игру нужно выходить с одинаковым настроем. Только тогда можно добиться достойных результатов.
— Переходим к «Зениту». Вам нравится футбол, который демонстрируют питерцы в этом сезоне? Кого можете выделить в составе соперника?
— «Зенит» показывает атакующий футбол, является лидером чемпионата, выигрывает матчи на классе. Порой игра может быть равной, но команда дожимает, реализует свой момент, как было, например, с «Крыльями Советов». Это мастерство, опыт. Не выделить нельзя Артема Дзюбу, он на чемпионате мира и после него демонстрирует высокий уровень, хорошо цепляется за мячи, забивает. Большой, фактурный нападающий, здорово видит поле. Еще, конечно, отмечу Маркизио — он пока адаптируется, но исполнитель высококлассный, думаю, он поможет «Зениту».
— Вы воспитанник петербургского футбола, и это отдельная тема для разговора. Но для начала — есть ли у вас товарищи в первой команде сине-бело-голубых? В каком-то интервью вы сказали, что в основном ребята пока не продвинулись дальше «Зенита»-2.
— Да, так получается, что молодых игроков у них к основе подпускают очень осторожно. Так что среди знакомых есть только Скроботов, он младше на два года, мы как-то пересекались, когда я еще играл за «Уфу».
— И вот теперь самое главное. Виктор Васин, который тоже начинал в Питере, но так и не получил шанс в «Зените», после чего статус игрока сборной страны и чемпиона России заработал вне Санкт-Петербурга, во всех наших интервью признавался, что не имеет зуба на клуб из своего родного города. Как дело обстоит в вашем случае?
— Витя уже опытный футболист, он давно уехал из Питера и добился всего в других клубах. Наверное, поэтому для него это все дела минувшие. А я молодой, мой переезд состоялся всего пару лет назад. Могу сказать так: для меня матч с «Зенитом» будет принципиальным. Очень хочется обыграть эту команду.
— Как получилось, что вы прошли мимо «Зенита»?
— После мемориала Гранаткина я ездил с ними на сборы, предложения не последовало. Потом, когда я уже был на просмотре в «Уфе», звонил селекционер, говорил, что есть вариант, но никаких бумаг никто так и не прислал. Поэтому я выбрал другое продолжение карьеры.
— Мемориал Гранаткина вас во многом раскрыл. В 2016-м годы вы стали лучшим игроком, сделали три дубля и добралисьсо сборной Санкт-Петербурга до финала…
— Да, все так и было. По ощущениям, выступил тогда очень неплохо, играл на хорошем уровне, выделялся на поле. Жалею только, что нам немножко не хватило сил в финале, уступили сборной Словении.
— Любопытный факт: через год после этого, в 2017-м, совсем юный Яка Бийол играл на мемориале Гранаткина за Словению против сборной Санкт-Петербурга, забил ей два гола и заработал удаление. Знали об этом?
— Ничего себе (улыбается). Нет, я об этом не знал. Жаль, что разминулись с Якой. Но зато теперь выступаем за одну команду. Мемориал Гранаткина — отличная возможность заявить о себе.
— В этой беседе хочется затронуть и ваше футбольное детство, потому что там было много интересного. Например, родом вы из деревни ВындинОстров, население которой — всего лишь около тысячи человек. Ну и путь вы проделали — с местного «огорода», как называют разбитые футбольные поля, в переполненные Лужники!
— На самом деле многие ребята из глубинки добираются до высокого уровня и становятся профессиональными футболистами. В первую очередь нужно желание, еще многое зависит от родителей. Чтобы они занимались ребенком, могли возить его на тренировки. В этом плане мне повезло, и я очень благодарен папе и маме. Поначалу выступал за «Фортуну» — обычную деревенскую команду, которой рулил мой отец. Потом попал в городскую команду из Волхова, участвовал в турнирах, матчах и тренировках, но было это непродолжительное время. И уже затем в девятилетнем возрасте оказался в СДЮШОР «Зенит» в Санкт-Петербурге.
— От Вындина Острова до Санкт-Петербурга — 130 километров. И это в один конец. Кататься туда-сюда чуть ли не каждый день — настоящий подвиг.
— Отец возил в Питер топливо, заправлялся в городке Кириши, и когда мы приезжали в Санкт-Петербург, как раз через некоторое время уже начиналась тренировка. Потренировался, помылся — и обратно. Иногда приезжал через день, потом весной открылся футбольный лагерь, территориально — от Питера в сторону Выборга. Появилась возможность там тренироваться. А дальше родители переехали в город на Неве.
— Только чтобы сын продолжал заниматься футболом?
— Получается, да. Спасибо им за это огромное! Я не забываю об этом ни на секунду. В Питере я уже мог ездить на тренировки сам, на метро. Было это лет в десять и дальше.
— Хорошо ориентировались в большом городе?
— Да, сразу освоился, проблем не было. Никого не боялся, даже не задумывался, что что-то может случиться (улыбается).
— Еще у вас есть четыре родных сестры, и все старшие! Легко ли вам жилось в их компании?
— Сестры мне всегда помогали, но как самый маленький я выполнял все их «принеси-подай», куда мне было деться (улыбается). Где-то и обижали, иногда наряжали в разные интересные наряды. Даже фотографии сохранились, надеюсь, их никто никогда не увидит (смеется). Но это все детские проделки, на самом деле мы — одна семья.
— Как близкие восприняли ваши профессиональные успехи? Наверняка гордятся вами.
— Да, все за меня рады — и моя семья, и друзья, и знакомые. В деревне были люди, которые никогда раньше не смотрели футбол, а сейчас не пропускают ни одного матча ЦСКА. Спрашивают обо мне, интересуются, как дела. Мне все это очень приятно, стараюсь не подводить их, играть как можно лучше. Даже когда я попал в «Уфу», знакомые гордились этим, понимали, что это шаг вперед. А сейчас, когда я в ЦСКА, для них это еще один поводпорадоваться.
— Саша Головин и Жора Щенников рассказывали мне, что на их родных коробках — соответственно в сибирском Калтане и московском Кунцеве — все парни во дворе играют в футбол в их экипировке. Думается, Вындин Остров теперь тоже приоделся.
— Везу ребятам все, что есть. В основном из молодежной сборной, потому что всякой формы выдают много. Кому-то достались вещи из «Уфы», кому-то — из ПФК ЦСКА. Помню, в «Уфе» как-то раз попросил игроков отдать мне их старые бутсы, собрал все и отвез в Вындин Остров. Теперь половина «Фортуны» и другие ребята в них бегают (улыбается).
— Есть шанс, что хоть один человек в деревне вас не узнает?
— Местные дедушки-бабушки не особо в курсе футбольных дел. Молодежь в теме, но известность тут ни при чем, там все друг друга знают.
— В конце интервью возвращаемся к «Зениту». Забить первый гол за ЦСКА именно питерцам, что может быть лучше?
— Забить «Роме»! (Наша беседа состоялась перед матчем ЦСКА — «Рома», в котором Иван отличиться не сумел. — «Спорт День за Днем».) Но если не удастся, приложу все силы, чтобы огорчить «Зенит». Мне будет приятно это сделать.
Интервью с Иваном Обляковым и другие интересные материалы вы можете прочитать в официальной программке ПФК ЦСКА к матчу с «Зенитом».