• Инфляция Олимпийских игр

    12.12.12 15:56

    Автор: Спорт день за днём

    Пока баскетболисты, легкоатлеты и пловцы думают, как бы отбить какую-то часть аудитории у футболистов и заставить людей увлеченно следить за этими видами спорта, учреждается очередной сомнительный международный турнир — Европейские игры. Объявлено, что эти странные соревнования впервые в истории пройдут в Баку в 2015 году — так решил президент Европейского олимпийского комитета и его соратники.

    Матч Гана — Швейцария побьет суммарный рейтинг новой затеи

    Первый вопрос, который приходит в голову: зачем нужен еще один масштабный турнир, когда ныне имеющиеся стремительно теряют популярность? Во время Олимпийских игр в Лондоне мировое сообщество вполне серьезно задумалось о том, не потерял ли актуальность главный спортивный форум. Ведь трудно не согласиться с утверждением, что программа летних Игр чрезвычайно раздута, многие дисциплины вообще не пользуются спросом у зрителей. Любой порядочный экономист, а может, и уличный торгаш скажет, что если спроса нет, лавочку надо закрывать. Интерес к таким видам, как маунтинбайк или женская борьба, мягко говоря, не слишком высок, а чемпионов забывают на следующий день после победы. Приятное исключение для Петербурга — Наталья Воробьева, взявшая золото Лондона как раз в борьбе. Но признаемся честно, даже в городе на Неве о Воробьевой слышали далеко не все, а уж где-нибудь на Урале о подвиге спортсменки не знает и полсотни человек. Обидно, досадно, но это правда жизни, от нее не убежишь.

    Если уж Олимпийские игры, за исключением отдельных событий вроде баскетбольных матчей с участием американской сборной или спринтерских забегов мужчин-легкоатлетов, не котируются так, как самая блеклая игра чемпионата мира по футболу (что-то вроде Гана — Швейцария), то в чем смысл придумывать какие-то Европейские игры?

    Универсиада сомнительна даже для Казани

    Для того чтобы обкатывать молодежь? Но ведь для этого существуют и другие турниры — взять хотя бы Универсиаду, тоже, к слову, никому особо не нужную. Можно сколько угодно рассуждать о том, что Универсиада в Казани очень важна и ее с нетерпением ждут местные жители и вся страна. Будучи на Олимпиаде в Лондоне, автор этих строк пообщался с журналистами из Татарстана — это очень патриотичные в отношении своей республики люди, — но даже они высказали мнение, что турнир 2013 года вряд ли произведет фурор.

    Тем не менее Универсиада, пусть и не шибко популярна, решает свои задачи. Необходимость боевого крещения молодежи понимали в нашей стране даже сто лет назад, когда олимпийское еще движение переживало период становления. «Наши юноши не умеют метать копий и дисков, не умеют ни плавать, ни бегать, ни прыгать, стрелки уступают стрелкам других стран, интеллигенция, опередившая во многом отношении интеллигенцию Запада, хила и немощна физически», — писали о плачевных результатах Игр в Стокгольме в издании «Русский спорт» в 1912 году.

     

    Спартакиада народов СССР: хороший или плохой пример?

    Были в истории и частично успешные массовые игры. Далеко за примерами ходить не надо — обратимся к истории нашей страны.

    Когда большевики только пришли к власти, понятие «спорт» заменялось физической культурой. Спорт считался буржуазным явлением, рекорды высмеивались, а основной задачей государства в этой сфере была подготовка крепких бойцов Красной армии. В журнале «Физкультура и спорт» в 1928 году вышел фельетон под названием «О наивном пролетарском страусе и гнусных буржуазных рекордах». Однако после внедрения комплекса ГТО пресса «запела» по-другому. На страницах изданий сквозил лозунг «от соревнования одиночек — к соревнованию масс».

    По-настоящему массовые соревнования внутри страны появились в 1956 году. Это была Спартакиада народов СССР. Турнир, проводившийся преимущественно в предолимпийские годы (в случае с летними Играми) и за два года до Олимпиады (зимние). Поскольку Спартакиада была детищем власти, на этих соревнованиях можно было увидеть сильнейших атлетов страны. К тому же благодаря освещению в центральных СМИ не замечать ее было невозможно, поэтому интерес эти состязания все-таки вызывали, пусть и не феноменальный.

    Игры недоброй воли

    Однозначно плохих примеров гораздо больше: чего стоят хотя бы международные спортивные игры для гомосексуалистов… Первые Гей-игры прошли в 1982 году в Сан-Франциско, а последние — в 2010-м в Кельне. Дальше люди с нетрадиционной ориентацией отправятся в Кливленд (2014), а потом в Лондон (2018). К слову, количество участников этого действа постепенно уменьшается. В 1998 году Гей-игры собрали 13 тысяч человек, а в 2010-м — 12.

    Еще есть абсолютно не востребованные в массах Всемирные игры по неолимпийским видам, всевозможные юниорские международные соревнования… В свое время провалилась затея с Играми доброй воли.

    Зачем все это проводилось и проводится? То ли для галочки, то ли для освоения бюджетов — ответить трудно, каждое соревнование требует отдельного исследования. Ясно одно — их проведение не слишком оправданно.

    Появление еще одной авантюры — Европейских игр — может сыграть злую шутку с играми Олимпийскими. Происходит своеобразная инфляция международных соревнований — они обесцениваются, а на плаву остается лишь футбол.

    Так стоят ли новые игры свеч? Европейские игры, которые впервые пройдут в Азербайджане, — стране все-таки азиатской… Не фарс ли это?


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»
    Новости партнёров