На данный момент Илья Малинин – одна из самых обсуждаемых личностей в фигурном катании. Ну еще бы! Четверной аксель и активное упоминание такими флагманами фигурки, как Татьяна Тарасова, Брайан Орсер, Алексей Ягудин и Хавьер Фернандес. Особенно приятно все это слышать российским болельщикам, ведь Илья хоть по паспорту и американец, но по национальности-то русский.
Но что, если я скажу вам, что Малинин – просто очередной проект Рафаэля Арутюняна? Безусловно, очень талантливый, но не настолько, чтобы самостоятельно войти в историю, как ему предрекает Татьяна Анатольевна:
«Думаю, что при хорошем катании он будет претендовать на хорошие места. Конечно, его имя войдет в историю фигурного катания», – заявила Тарасова в интервью РИА «Новости».
Вы можете спросить, причем здесь Арутюнян, если Илью тренируют его родители – в прошлом довольно известные фигуристы Роман Скорняков и Татьяна Малинина, но Рафаэль имеет к Малинину самое прямое отношение. Он выступает в роли его тренера-консультанта по технике.
Медиа-игра началась в январе этого года, когда Малинин, сенсационно занявший второе место на чемпионате США, не попал в олимпийскую сборную. Да, это решение казалось максимально нечестным, но все же было принято в соответствии с правилами отбора, существующими не один год. Несмотря на это, Арутюнян не стал скрывать своего возмущения, и вот что он тогда сказал:
«Нам говорят, что так составлены правила. Ну так поменяйте эти правила, пересмотрите их. Если серебряный призер последнего чемпионата страны при трех квотах попадает в сборную только запасным, значит, нужно найти возможность сделать исключение», – цитирует Арутюняна RT.
Казалось бы, это праведный гнев, но есть один небольшой нюанс: в 2018 году аналогичная ситуация произошла с Россом Майнером. Он был вторым на чемпионате США, но вместо него на Олимпиаду в Пхенчхане поехал Адам Риппон – ученик Арутюняна. То есть тогда Рафаэля правила вполне устраивали, потому что благодаря им он остался в плюсе.
Еще больше усугубляет ситуацию то, что Малинину всего 17, у него еще все впереди, в том числе Олимпиады, а вот Майнеру на тот момент было уже 27. Он лишился последнего шанса попасть на Олимпийские игры, но за него никто не вступился. А в случае с Ильей Арутюнян даже звонил его родителям и просил у них прощения от лица всего американского фигурного катания.
Росс Майнер на этапе Гран-при Rostelecom Cup в Москве, 2015 год
Не попав в Пекин, Малинин приехал на чемпионат мира в Монпелье, где занял, как говорят многие фанаты, всего лишь пятое место. Но они почему-то не учитывают, что с заваленной произвольной программой и для первого в карьере турнира такого уровня – это высокий результат. В фигурном катании действует негласное правило поощрять титулованных спортсменов, а это пока не про Илью, но он все равно попал в топ-5.
Все благодаря высоким компонентам. Ему поставили хорошие уровни на дорожках шагов, хотя Малинин практически не отрывает обе ноги ото льда и у него плохая смена направления, а также на вращениях. Подчеркну, что чемпионат мира прошел до конгресса ISU и изменений правил, поэтому тогда это были действительно важные критерии, но вопреки этому Илья получил достаточно высокие оценки.
Просто сравните: на своем дебютном чемпионате мира Евгений Семененко без единого падения занял восьмое место. Очень показательная история.
После Монпелье Малинин поехал на юниорский чемпионат мира, где ситуация была уже совсем другая. Он победил с огромным преимуществом и установил сразу три мировых рекорда среди юниоров: по оценкам за короткую (88.99) и произвольную (187.12) программы, а также по сумме баллов (276.11). Компоненты, которые ему поставили – просто космос. Это самые высокие компоненты юниоров, которые видел мир за последние лет десять. Судьи также закрыли глаза на недокруты, в том числе на тройных прыжках.
Для фигуриста, до этого практически не выступавшего на международном уровне и не имеющего никаких титулов, получить такие оценки – просто нонсенс. Даже Юма Кагияма, считавшийся любимцем судей и восходящей звездой мирового класса, на своем первом юниорском чемпионате мира получил оценки гораздо ниже. За две программы судьи поставили ему 231.75 балла.
Тогда откуда все это? Ответ прост: Рафаэль Арутюнян. Это тренер с большими связями и хорошим пиарщиком в лице его друга Ари Закаряна, активно взявшегося за раскрутку Малинина. Правда, порой этот пиар выходит из-под контроля.
«Шороху навел он очень серьезного сейчас на шоу в Японии. Возле его гостиницы уже стоят огромные очереди людей за автографами, за фото. Он сейчас гремит», – рассказал Закарян «Матч ТВ».
Все это было сказано в контексте шоу «Fantasy On Ice», на котором действительно был аншлаг, по большей части из-за участия двукратного олимпийского чемпиона Юдзуру Ханю, но вот незадача: Малинин выступал в другом шоу – «Dreams on Ice». Вместе с олимпийским чемпионом Нейтаном Ченом, Шомой Уно и Юмой Кагияма. И там никакого аншлага не было. Удивительно, правда? С такими-то именами. Организаторам даже пришлось завесить тканью пустые места на трибунах, чтобы это так сильно не бросалось в глаза на трансляции. Поэтому про какие толпы фанатов говорит Закарян – непонятно.
Что касается четверного акселя, то было понятно, что с такой поддержкой Малинину достаточно с него не упасть, чтобы прыжок засчитали. Так в итоге и произошло на U.S. International Classic в Лейк-Плэсиде. При том, что у него была преротация чуть больше 90 градусов, плохая группировка и галка – недокрут больше 90 градусов. Не говоря о галке, ему даже не поставили Q и отплюсовали прыжок.
Недокрут Ильи Малинина на четверном акселе с двух ракурсов
Помимо этого, было тяжелое приземление на зубцы, Илья накренился вперед и потерял в скорости, за что по действующим правилам ему должны были поставить отрицательные GOE. Но все произошло с точностью да наоборот: прыжок засчитали, а самого Малинина уже внесли в «Книгу рекордов Гиннесса».
Фактически идет повторение сценария Нейтана Чена, поэтому можно с уверенностью сказать, что перед нами будущий олимпийский чемпион. Насколько заслуженный – покажет время.
Фото: EPA / VOSTOCK Photo