Занимаясь собственными проектами, Илья Авербух успевает ставить программы нынешним чемпионам и комментировать олимпийский турнир фигуристов. Серебряный призер Олимпиады-2002 и чемпион российского ледового шоу-бизнеса ответил на вопросы корреспондента «Спорта День за Днем».
Новые правила нивелируют индивидуальность
— Осенью вы говорили о том, что из двух претендентов на олимпийское золото Пхенчхана в танцах вам ближе проповедующие традиционный стиль канадцы Тесса Вирту и Скотт Мойр, а не открывшие фактически новое направление французы Габриэла Пападакис и Гийом Сизерон…
— При всех моих симпатиях к канадским танцорам, в нынешнем сезоне у них очень неудачный произвольный танец. Постановки Марины Зуевой, в частности «Кармен», были гораздо интереснее. Если бы не досадное недоразумение с костюмом Габриэлы во время исполнения короткого танца, французы должны были стать чемпионами. В этой ситуации Пападакис вообще откаталась героически.
— Поддается ли логическому объяснению такой прокол с костюмом?
— Это именно рок. С другой стороны, танцы от подобного итога олимпийского турнира только выиграли. Если бы французы стали чемпионами, у них не было бы мотивации и они либо вообще завершили бы спортивную карьеру, либо сделали перерыв. Сейчас Габриэла и Гийом будут продолжать кататься и радовать нас новыми открытиями.
— Канадские тренеры Мари-Франс Дюбрей и Патрис Лозон сейчас являются такими же законодателями мод в танцах на льду, как в ваше время Наталья Линичук и Геннадий Карпоносов…
— Можно согласиться с этим утверждением, но с одной оговоркой: новые правила нивелируют индивидуальность дуэтов. Приходится ставить сложные, философские этюды, а во времена Линичук и Карпоносова стремились к чему-то веселому, задорному. К тому же тяжело судить о мастерстве тренеров, к которым приходят уже готовые спортсмены. В Монреаль потянулись дуэты, которые уже заявили о себе на международных соревнованиях.
Бьем американцев их же оружием
— В России все девчонки стремятся попасть в группу Этери Тутберидзе. Как можно работать с пятью-шестью сильными фигуристками, которые еще и конкурируют между собой?
— В группе Линичук в свое время тренировались шесть из десяти сильнейших танцевальных дуэтов мира. Правда, представляли они разные страны. У Тутберидзе все работают на запредельных нагрузках, и никого не надо мотивировать. Другое дело, что хочется видеть фигуристок, которые проходят путь становления за несколько лет, как та же Медведева. Остальные ученицы Этери Георгиевны «выстрелили», когда им было 15, а то и 13 лет. К тому же сейчас идут разговоры об изменениях в правилах, которые не будут играть на руку тренирующимся у Тутберидзе фигуристкам.
— Что планируется поменять?
— Руководители ISU хотят запретить исполнять все прыжки во второй части программы, за что, по правилам, полагается надбавка. И у Алины Загитовой, и у Алены Косторной произвольные программы поставлены именно так. Да и Александра Трусова, набравшая рекордную сумму баллов на юниорском чемпионате мира в Софии, в первой части прыгает только два четверных.
— Не кажется ли вам разумным предложение повысить возраст перехода из юниоров во взрослые?
— Я абсолютно убежден в этом. Хотя повышение планки перехода из юниоров во взрослые сыграет против российских фигуристок. В свое время американцы, когда им было это выгодно, пролоббировали снижение возраста дебюта во взрослых соревнованиях до 15 лет. Это принесло олимпийское золото Таре Липински и Саре Хьюз. Их даже иронично называли девочками на один сезон. Сейчас мы бьем американок их же оружием. Уверен, что они теперь будут в спешном порядке лоббировать возрастные ограничения обратного характера.
— Согласитесь, что в 15 лет гораздо легче исполнять сложнейшие элементы, не думая о последствиях и зачастую не понимая, какой образ ты воплощаешь на льду…
— Согласен. Раньше 16 лет нельзя выпускать девчонок на взрослые соревнования.
— Правда ли, что вы собираетесь возродить чемпионаты мира по фигурному катанию среди профессионалов, которые были очень популярны еще несколько десятилетий назад?
— Не единожды задумывался над этой идеей, но на такой масштабный проект нужно искать серьезные средства. Пока найти их не могу.