Два друга всегда и везде вместе. По крайней мере, на сборах национальной команды Евгений Савин и Ренат Янбаев — просто «не разлей вода».
Глядя на них и общаясь с ними, понимаешь, что этот тот самый пример, который нагляднее всего иллюстрирует мнение психологов: «Самой крепкой бывает дружба двух совершенно разнохарактерных людей». Двойной портрет в интерьере турецкого сбора национальной команды — Евгений Савин из самарских «Крыльев Советов» и Ренат Янбаев из столичного «Локомотива»
В Турции лучше, чем в Испании
— Ренат и Евгений, то, что пришлось прилететь со сбора на сбор и сейчас улетать с этого сбора тоже практически на новый сбор, в какой-то степени повлияло на настроение?
Р.Я.: На настроение нет, а усталость определенная чувствуется. Мы что в прошлом году, что в этом добираемся до места почти 12 часов — с самолета на самолет, в отличие от тех игроков, которые оказываются здесь на своих командных сборах, и им надо просто поменять отель. Это тяжело, конечно. Но… хорошо, что вечернюю тренировку в последний день отменили (улыбается).
Е.С.: Да, всех ребята эта новость порадовала. Всем сейчас тяжело, у всех нагрузки. Но в сборную всегда летишь в хорошем настроении.
— Чего не скажешь, наверное, о настроении тренеров, которые вас в Турцию отпускали.
Е.С.: У меня не было никаких проблем. На самом деле в «Крыльях» понимают, что для каждого игрока, как и для клуба, вызов кого-то в сборную — это всегда событие. У нас в национальной команде великолепная атмосфера, хороший тренер, дружный коллектив.
Р.Я. Да и нас не так чтобы тяжело отпустили. Просто Маматкулович пожелал нам удачи, сказал «чтобы без травм» и дал индивидуальную программу, по которой надо будет позаниматься после сбора, на выходных.
— А что там, кстати, за проливные дожди в Испании? Говорят, «Локомотиву» они никак не дают нормально тренироваться.
Р.Я.: На самом деле, когда мы улетали в Турцию, погода лучше стала, солнышко выглянуло. А до этого пять дней без остановки лило как из ведра. Поле мягкое, ноги едут… Тяжело было. Из-за этого даже пришлось в один из дней перебраться на искусственный газон. Не знаю, мне больше в Турции нравится, чем в Испании.
Е.С.: Может быть, это потому, что в этом году на самом деле поля в Испании были не очень хорошие.
И мясо, и рыба, и супы, и макароны — все есть
— Часто главные тренеры, только-только начинающие работать с командами, отмечают, что настолько сложно игрокам объяснить, чего от них хотят, что иногда возникает впечатление, что вообще на другом языке говоришь. Вот Рахимов часто сетовал в прошлом году, что его не понимают. Слуцкий, правда, реже.
Р.Я.: В этом году мы более тщательно работаем над тактикой, количество занятий, посвященных ей, увеличилось вдвое. И потом адаптация у нас друг к другу прошла успешно: когда уже год в команде, то знаешь все требования тренера. Я думаю, теперь не будет таких проблем, и он не будет так говорить.
Е.С.: А что касается Слуцкого, то его вообще трудно не понять. Леонид Викторович очень ясно представляет, где надо быть хорошим и мягким, а где нет. Всегда мягкий он только с прессой. А есть другой Слуцкий. По крайней мере, когда у нас что-то идет в игре не так, как он задумал, эта его черта характера в перерыве совсем пропадает. Он сразу же становится очень жестким человеком. Что правильно.
— Кстати, про жесткость. Из того, что пришлось посмотреть за месяц здесь, в Анталье, в хит-параде «страшностей» лидируют беговые тренировки Рахимова во время урагана.
Р.Я.: Да, это было нечто, конечно. Ну, гонять нас, я думаю, можно, особенно если так грамотно, что в итоге даже никто не простудился.
Е.С.: На самом деле нас тоже на первом сборе погоняли ой-ой-ой. Здесь же рядом, в Белеке. Хотя по сравнению с тем, что раньше было, сейчас все далось гораздо проще.
— Бразилец Зико, придя на лекцию в ВШТ, сказал: «Для подготовки к сезону достаточно одного месяца».
Е.С.: А все иностранцы так говорят. У нас тоже Ян Коллер рассказывал, что они там всего 35 дней готовятся к чемпионату.
Р.Я.: А у нас Петя Одемвинги делился, что их там на две недели собирают, потом распускают, пауза, еще две недели — и сразу чемпионат.
— Ренат, люди, которые пришли в тренерский штаб «Локомотива», провели вам ряд тестов и скорректировали рацион. Правда, что теперь все в «Локо» скучают по картошке?
Р.Я.: Ну, картошка есть, но ее теперь и вправду маловато, хотя, в принципе, лично я наедаюсь, мне хватает. И мясо, и рыба, и супы, и макароны — все есть. Сладкое тоже можно. Но наиболее серьезно «обрубили» именно эту часть рациона. Многие ребята как раз из-за этого страдают. Да и сам иногда очень хочу съесть какой-нибудь десерт вкусный.
Е.С.: Вот сейчас в Турции Ренат восполнял пробел.
Рахимов держит всех в ежовых рукавицах
— Если не секрет, в момент прихода Рашида Рахимова на пост тренера в ваши команды («Амкар» и «Локомотив» соответственно) каждый из вас вообще знал о существовании некогда такого игрока? Может быть, видел какой-нибудь из матчей с его участием?
Р.Я.: Я знал! Он когда-то играл в «Спартаке». Но я про него слышал, но не видел ни разу, если честно.
Е.С.: Он и за сборную играл. Но это вроде бы очень давно было.
— Сам Рахимов позиционирует себя как «демократичный диктатор». Журналисты уже даже шутят, что это потому, что Рашид Маматкулович диктаторствует по отношению к прессе, но демократичен с игроками.
Р.Я.: А он и с игроками далеко не плюшевый. Строгий очень, дисциплина на первом месте, все держит… не под собой, а… Как сказать, Женя?
Е.С.: …в ежовых рукавицах он всех держит. Хотя на тренировках и пошутить, и посмеяться может, и потравить.
— Какую из игр прошлого сезона на экранизацию как сценарий фильма ужасов отдали бы?
Р.Я.: (вздыхает) «Луч-Энергия», «Нальчик», «Химки» — в общем, мы там на год вперед для Голливуда наиграли. Но самое обидное, конечно, «Спартак». Полный стадион, первый тайм 2:0, играем — супер. Тут Рахимов предупреждает: «Смотрите, уже были такие случаи». А мы все-таки устраиваем...
Е.С.: Да, у вас тот еще матч получился. Мне даже не с чем сравнивать.
— Рахимова и Слуцкого называют двумя самыми яркими представителями нового поколения российских тренеров. Можете сравнить их? Хотя понимаю, что это сложно.
Р.Я.: Да это невозможно, по-моему, хоть я со Слуцким и не тренировался никогда.
Е.С.: Согласен с Ренатом. Этих двух тренеров объединяет только то, что они два самых перспективных. Больше ничего. Они совершенно разные. Но, скажем так, из двух вариантов — тренера, который дает узкий коридор и в нем свободу, и того, который дает свободу, а в ней ты вправе обозначить себе коридор, — мне проще работать со Слуцким.
— Говорят, с кризисом поползновения в сторону зарплат футболистов случились. В «Локо», по слухам, вообще все в рубли переписали.
Р.Я.: Нет, у кого в долларах или евро, тому не имеют права пересматривать. Так же, Женя?
Е.С.: Переписать могут вроде только тогда, когда сам контракт переписывают.
Р.Я.: Пока я вижу влияние кризиса только на то, что у нас, знаю, сократили зарплату массажистам, докторам, персоналу. Неприятно, конечно, это слышать. Но я только футболист и не могу влезать в финансовые дела, потому что просто не разбираюсь во всем этом.
— Как по-вашему, кто в этом году будет бороться за золото чемпионата? «Локомотив» уже заявил об амбициях, поэтому вопрос к Ренату корректируется так: «Кто составит вам конкуренцию»?
Р.Я.: Все те же. «Зенит», ЦСКА, «Спартак», «Рубин», «Динамо»… «Крылья»
Е.С.: (улыбается) Не знаю… «Крылья» вряд ли. Чемпионские амбиции — это не по нам.
Р.Я. Почему? В прошлом году вы очень хорошо выступали. Нервы нам как попортили.
Е.С.: Не только вам. Но заявлять мы вряд ли что будем. Мы так, тихо…
— Ну и последний вопрос, которым вас за эти дни уже, наверное, просто «достали»: как относитесь к совмещению Хиддинком должностей в «Челси» и сборной?
Р.Я. Если Гус согласился на это, значит, уверен, что потянет. А если он уверен, то нет проблем.
Е.С.: Согласен. Вообще-то я сторонник того, что незаменимых не бывает. Вот, знаете, как бывает, уходит из клуба тренер, и все говорят: «Боже мой, как без него?» Приходит новый, и жизнь налаживается. Но то, что Хиддинк сделал для российского футбола, что он многое поменял, особенно в головах, — это безусловно. Мне кажется, что он нужен сборной.
Белек