Политические события февраля 2022 года серьезным образом ударили по представительству российского спорта на международной арене. Не стал исключением и автоспорт.
С 2014 года в календаре «Формулы 1» всегда находилось место этапу Гран-при России, который проходил в Олимпийском парке Сочи. С этого года российский этап мирового чемпионата должен был переехать на автодром «Игора Драйв» под Санкт-Петербургом, однако в марте 2022 года руководство элитной гоночной серии расторгло соглашение с российской стороной.
Но это не поставило крест на дальнейшей судьбе автодрома «Игора Драйв». С 2020 года комплекс успешно проводил и продолжает проводить соревнования по шоссейно-кольцевым гонкам, дрифту, ралли- и мотокроссу, в том числе всероссийского уровня.
При этом масштабы проведения мероприятий на автодроме «Игора Драйв» куда шире, чем область профессионального спорта. Летом прошлого года здесь впервые провели масштабный двухдневный фестиваль скорости, драйва и музыки – GARAGE FEST. В этом году также анонсировано проведение большого фестиваля, на который организаторы уже продают билеты.
Подробнее о том, чем живет комплекс «Игора Драйв» по части профессионального автоспорта, какую гонку сейчас можно назвать главной в России, а также о подготовке к несостоявшемуся российскому этапу «Формулы 1», в эксклюзивном интервью «Спорту День За Днем» рассказал генеральный директор «Игора Драйв» и АНО «РОСГОНКИ» Алексей Титов. Именно «РОСГОНКИ» отвечают за популяризацию и развитие автоспорта в России. Они являлись официальным промоутером Гран-при России и провели 4 этапа «Формулы 1» на «Сочи Автодроме».
«Квят был в восторге: он сказал, что трасса заставит поработать и пилота, и инженеров»
– На отлично! Трасса дарит очень большое количество возможностей абсолютно разным дисциплинам. В прошлом году мы открыли шоссейно-кольцевую трассу, но надо не забывать, что наш комплекс шире, чем только «кольцо». Если говорить конкретно о «кольце», у нас прошел GARAGE FEST, в рамках которого состоялась четырехчасовая гонка на выносливость. Прошли уже традиционные, привычные для всех этапы Российской серии кольцевых гонок, а также чемпионат России по шоссейно-кольцевым мотогонкам.
А самое главное – новую конфигурацию (как и старую) открывали представители ретро движения Classic Touring Cup. Вид боевой классики советского автоспорта на виражах «Игора Драйв» был незабываемым, так что я уверенно могу сказать, что все спортсмены были в восторге. Конфигурация трассы получилась потрясающей, аналогов которой в мире пока нет.
– Я хорошо помню восторг Даниила Квята: он сказал, что трасса потрясающая, и заставит поработать всех – и пилота во время гонки, и инженеров при настройке. С Сергеем Сироткиным мы встречались – у него тоже были очень положительные отзывы.
Гонка в рамках GARAGE FEST у нас была очень хорошей с точки зрения участия спортсменов – там были многие наши пилоты, которые участвовали в громких зарубежных гонках. И все были в восторге: Роман Русинов, Сергей Сироткин, Виктор Шайтар, Виталий Петров, Даниил Квят, Михаил Алешин. Все отмечали высокий темп трассы и ее требовательность к пилотированию.
Трасса хороша тем, что она дает много возможностей для обгона: она во всех местах достаточно широкая, есть набор быстрых, среднескоростных и медленных поворотов – все, что нужно для зрелища. Дальше уже вопрос самих спортсменов, насколько они готовы сжать нужные части тела, чтобы в правильном, боевом режиме заехать по той или иной траектории (смеется).
– Абсолютно. На трассе есть несколько траекторий – ряд поворотов, в которых ты можешь ехать по разным линиям, и у каждой линии будут свои преимущества. Набор инструментов для пилотов здесь колоссальный.
«Некорректно сравнивать "Игора Драйв" и "Сочи Автодром". Про "далеко находится" говорят те, кто не сильно заинтересован»
– Все началось, когда страна приняла решение, что надо переносить гонку. Тогда мы приехали на автодром «Игора Драйв» в первый раз. В разрезе «Формулы 1» мы начали о нем размышлять после ковида, в 2020 году. Тогда и запустился этот процесс. Сначала мы сами составили перечень вопросов, которые нас беспокоили с точки зрения того, как сюда вместить «Формулу 1», потом мы подключили к этому коллег из «Ф-1» и Международной автомобильной федерации (FIA). Так и сформировался перечень острых и важных вещей, которые необходимо было скорректировать, чтобы «Формула 1» здесь точно была успешной.
– Конечно. В частности, Жан Тодт (экс-президент FIA. – «Спорт День За Днем») приезжал сюда на открытие. Он был в числе первых, кто сказал, что здесь обязательно должна пройти «Формула 1». Все были в восторге – объект абсолютно уникальный и очень интересный со спортивной точки зрения. В процессе работы всегда появляются какие-то мелкие шероховатости, мы их все снимали, и здесь никаких проблем не было. В целом же – восторг и положительные оценки. Собственно, поэтому FIA и выдала лицензию.
– Я не уверен, что готов говорить о «Сочи Автодроме» и об «Игора Драйв» в каком-либо сравнении. Это очень разные трассы. Они разные по своей идеологии создания. В моем понимании, сравнивать их некорректно. «Сочи Автодром» строился под одну очень конкретную цель в очень конкретных обстоятельствах.
Страна приняла решение, что должна пройти гонка «Формулы 1», страна приняла решение, что это должно быть в Олимпийском парке, страна начала строить спортивный автодром в самом сердце Олимпийского парка с учетом уже возводившихся там зданий и сооружений. У «Игора Драйв» этой логики нет. «Игора Драйв» изначально строилась не как автодром для «Формулы 1», а как объект для развития пилотов и автолюбителей, для развития интереса к региону и для получения положительных эмоций посетителей. Поэтому, повторюсь, сравнивать их неправильно. Это два объекта, которые были построены по абсолютно разной логике.
Если говорить о спорте, то ранее мы уже упомянули все ключевые «фишки», которые есть у «Игора Драйв». Их отсутствие на «Сочи Автодроме» не делает «Сочи Автодром» плохим. «Игора Драйв» – эксклюзивный объект, равных которому ни в стране, ни в мире нет. Это факт. Разговоры про «далеко находится» – это разговоры людей, которые, скорее всего, не сильно заинтересованы.
– Сочи сложноват для стран ЕС, это правда. Прямых рейсов почти нет и всё летит через Москву и Санкт-Петербург, так что европейской публике и вправду сложнее добираться. Был ряд других стран, которые имели прямое авиасообщение с Сочи: Израиль, ОАЭ, Китай, но численность была относительно невысокой.
Неоспоримое же преимущество автодрома «Игора Драйв» – близость к Европе, поэтому тех же финнов было бы гораздо больше. Безусловно, есть большая разница – лететь до Сочи или приехать на собственной машине за три часа. Это факт.
Фанаты «Формулы 1», да и европейского автоспорта в целом, собираются десятками-сотнями тысяч, ездят по всяким ирландским, английским, валлийским и французским лесам, прячутся в каких-то кустах, чтобы просто посидеть три минуты и посмотреть, как мимо тебя пронеслась машина в соснах. Они же потом срываются и едут еще по 150 километров.
Разговоры по поводу отдаления – это разговоры людей, которые не выходят из своей квартиры, поэтому я бы не стал уделять этому большого внимания. «Игора Драйв» – абсолютно уникальный объект, который позволяет работать с колоссальным количеством дисциплин. Я неоднократно говорил, что мы всей командой пытаемся понять, чего мы НЕ можем здесь провести.
«Представляете, какой будет веселый разговор, когда они к нам вернутся?» Алексей Титов – о возвращении «Формулы 1» в Россию
– Мы планировали проводить гонку в прошлом году, несмотря ни на что. Не могу сказать, что сейчас поддерживается какой-то активный рабочий контакт. Но в силу долгой работы с коллегами на протяжении пяти лет уже сформировались какие-то личные связи. Безусловно, периодически происходит личная переписка, но она не связана с работой.
На рабочем уровне ничего не происходит, и давать какие-то прогнозы тому, когда к нам вернется или не вернется «Формула 1», я не готов. Ответа нет. Может, завтра вернется. У них же там в обкоме партии сказано, что нельзя гоняться, а вот если сейчас скажут, что можно гоняться, так они тут же придут. Все просто – ждут директивы сверху. Но мы ко всему готовы. Если раньше в стране была только одна трасса, готовая принять «Формулу 1», то сейчас их уже две.
– Во-первых, при всем уважении к господину Доменикали, надо понимать, что у него тоже есть начальство. Во-вторых, в его словах был очень понятный для меня политический контекст, поэтому я отнесся к этому спокойно. Сейчас у наших западных партнеров очень популярна достаточно жесткая русофобская риторика. Он играет на свою публику, он директор своего проекта, для которого в любом случае недружественные страны стоят во главе угла.
Большинство ведущих команд «Формулы 1» представляют Англию. Основная аудитория – весь Старый Свет, западноевропейские страны. Сейчас еще США подключились, куча американских этапов. У них есть своя аудитория, и это чистой воды популизм.
Ну а мы подождем. Представляете, какой будет веселый разговор, когда они к нам вернутся (смеется)?
Добраться до «Игора Драйв» из Санкт-Петербурга – проблема. Или нет?
– Здесь надо понимать, что всегда важно отталкиваться от организаторов мероприятия. В первую очередь, подобные решения зависят именно от них. Автодром расположен так, как он расположен; к нему прилегает федеральная трасса и железнодорожная ветка. Как директор трассы я могу вам сказать, что транспортная доступность у нас отличная – никаких проблем нет. Как организатор мероприятий могу сказать, что с транспортной доступностью необходимо работать, и эта работа под силу любому организатору.
– Конечно, транспорт есть. Дальше – вопрос в том, как мы с этим работаем. Как организатор GARAGE FEST могу сказать, что сейчас мы активно взаимодействуем с РЖД и муниципальными властями, чтобы разработать более детализированный такт движения электричек. В ближайшее время в трех километрах от комплекса будет открыта железнодорожная станция Игора.
– Она уже есть, она стоит, но по факту еще не действует. Это – процессуально-бюрократический вопрос со стороны Октябрьской железной дороги. Тем не менее, станция уже есть. Помимо этого, есть станции 69-й километр и Сосново. Но повторюсь – мы плотно работаем с РЖД, чтобы этот такт был выстроен с учетом расписания наших мероприятий. Дополнительно – мы активно работаем с разными агрегаторами такси, чтобы улучшать и повышать возможность добраться сюда на машине, если нет своей.
– Могу предположить, что многих может отпугнуть цена на такси. Ради интереса, посмотрел стоимость маршрута от станции метро Девяткино до автодрома «Игора Драйв» в день встречи с вами – почти две тысячи рублей.
– Одно дело, если бы «или на такси, или никак», – было бы плохо. Не хочешь такси – есть электричка. Не хочешь электричку – есть автобус. Не хочешь автобус – есть машина. То же такси ведь прекрасно чем – там же не одно место. Если ехать, например, вчетвером, то можно разделить те же две тысячи на четверых… А дальше… как организатор любой решит. Мы вот решаем свою проблему так, а есть организаторы, которые вообще не обращают на это внимание. Конечно, круто, если бы мы были на Дворцовой площади – тогда бы вообще ничего делать не надо было (смеется).
Я вообще не вижу в этом никакой проблемы. Есть миллион всяких разных мероприятий, которые проходят в лесах, полях, куда бог знает, как добираться. Ленивые люди, которые не хотят выходить из дома, – они не наши клиенты. Сидите дома? Мы не против. Мы и по телевизору все покажем.
– В разрезе «Формулы 1» – да, преимущество есть. Но в какой-то момент оно превратилось в привычку, и люди, в контексте переноса Гран-при России на «Игора Драйв», решили сконцентрироваться на этом, не обратив внимание на все те плюсы, которые «Игора Драйв» может подарить. С точки зрения спорта, «Игора Драйв» – это упущенная возможность для «Формулы 1». Это гарантированно была бы лучшая гонка сезона, причем не одного. Оставим эти слезы «Формуле», ведь есть национальные гонки, которые проходят очень хорошо, и это – абсолютная правда. В разрезе возможностей национального автоспорта – это просто высший уровень, который меня очень сильно радует.
– GARAGE FEST. Иного, по идее, сказать не могу. Кроме шуток, сейчас в России происходит очень мощный виток развития автоспорта в целом, и кольцевой дисциплины в частности. У нас появилось большое количество абсолютно разных серий, а также быстрых пилотов, которые едут и, несмотря на все текущие обстоятельства, продолжают попадать на международный уровень, завоевывают там подиумные места.
Я думаю, что наша главная гонка еще впереди, а для того, чтобы эту гонку сделать, надо просто очень сильно любить свою работу, и заниматься ей качественно. Что мы и делаем. Пока что, главное событие – GARAGE FEST, но это не предел.
Подписывайтесь на Telegram-канал автора: «Финты Михайлова»