Полузащитник «Зенита» — настоящая находка для журналистов. Открытый, доброжелательный молодой человек, несмотря на возраст, многое повидавший на своем веку. Какие открытия 26-летний уроженец Владикавказа сделал в Санкт-Петербурге? Удалось ли ему адаптироваться в новой команде? О чем он мечтает? Ответы на эти и другие вопросы — в интервью Цаллагова «Спорту День за Днем».
Здесь очень доброжелательные люди!
— Как вам Санкт-Петербург, Ибрагим?
— Я раньше бывал в Питере. Замечательный город! Его красота видна даже в переменчивую зимнюю погоду. Мне очень нравится архитектура Санкт-Петербурга. И люди. Они доброжелательные! Причем все, начиная от простых прохожих. Можно сказать, Владикавказ, Самару и Санкт-Петербург роднит именно доброта горожан.
— В чем еще можно найти сходство между Самарой и Петербургом?
— Большие реки, например. Только в Питере мостов больше. И пробок (улыбается).
— Успели освоиться в Петербурге?
— Да. В данный момент живем в гостинице — ко мне на перерыв между сборами приехала семья. Но в будущем, конечно, планируем снимать квартиру.
— Рядом с «Газпром-тренировочным центром»?
— Конечно. И мне добираться до базы близко, и семье комфортно: рядом Удельный парк, недалеко Сосновка. Район уже изучил, наметки есть.
— В Петербурге есть знакомые, друзья?
— Не скажу, что много, но есть. Земляки, например, сразу дали о себе знать, предложили помощь. Помог адаптироваться клуб, так что никаких проблем.
— Как вас приняли в команде?
— Хорошо! Косых взглядов, во всяком случае, я не чувствовал (улыбается). В «Зените», как и в Петербурге, очень доброжелательные люди!
Радует, что мы много работаем с мячом
— Поговорим о «Зените». Был ли момент, когда вы поняли, что попали на другую планету?
— Знаете, нет. Конечно, по сравнению с «Крыльями» у «Зенита» гораздо больше возможностей. Это чувствуется.
— В чем же?
— Тренировки интенсивнее. Плюс не забывайте: я пришел в новый коллектив, со своими устоями и правилами. Конечно, это необычно, но говорить о том, что меня что-то особо поразило, я бы не стал.
— Можно ли утверждать, что вы полностью адаптировались в новой команде?
— Скажем так, я в процессе. Конечно, здесь все намного быстрее, чем в Самаре, где я прожил восемь замечательных лет. Там, признаться, все было как-то поспокойнее (улыбается).
— Мирча Луческу — мастер придумывать разнообразные упражнения. Привыкли к его новаторским методикам?
— В регби в Дубае, к сожалению, сыграть не удалось — в тот день я немного температурил. Но если Мистер предложит поиграть еще раз, не откажусь — некоторый опыт у меня есть! (Смеется.)
— В чем другие особенности тренировочного процесса в «Зените»?
— Много игровых упражнений, которых, впрочем, достаточно предлагалось и в Самаре. Здесь просто чуть иные акценты. И еще мы очень много работаем с мячом. Это радует. Впрочем, на сборах без беготни тоже никуда.
— Состоялась ли индивидуальная беседа с Луческу? На какой позиции вас, универсального футболиста, видит главный тренер «Зенита»?
— Конкретного разговора на эту тему пока не было, но если судить по играм в Дубае, то это, наверное, опорная зона. В беседе Мистер подбодрил меня, сказал, что надо много работать.
— На каком языке общались с Луческу?
— На ломаном русском (улыбается).
— Комфортно ли вы чувствуете себя в середине поля? По специализации вы классический опорный полузащитник, но в «Крыльях» вы часто играли на правом фланге обороны.
— Я учился именно на «опорника». На этой позиции начинал в дубле «Крыльев Советов» и в первых матчах за «основу». Но потом кто-то заболел, кто-то выбыл из-за травмы — и меня попробовали справа в защите. С Олегом Самсоновым, кстати, мы действовали на одном фланге. И могу сказать, что играть с ним было приятно!
— Самсонов дал вам такую характеристику: очень надежный игрок, который всегда подстрахует и выручит.
— В свою очередь могу сказать, что я никогда не сомневался, что Олег добавит за меня впереди необходимой креативности!
— В ноябре-декабре новый главный тренер «Крыльев Советов» Вадим Скрипченко вернул вас на родную позицию. Вы были довольны?
— Да, я очень благодарен Вадиму Викторовичу! Мне кажется, с тем, что я смог проявить себя в середине поля, тоже связан мой переход в «Зенит».
— Все, с кем доводилось обсудить вашу игру, отмечают два сильных качества — отбор и точную длинную передачу. Верно подмечено?
— С тем, что отбор присутствует, я согласен, а вот насчет длинной передачи не знаю (смеется). Их было очень много в «Крыльях», просто некоторые доходили. Вот и все.
— В «Зените» придется больше играть низом.
— Признаюсь, я больше люблю играть именно так. Длинный пас часто случается просто от безысходности.
— Вы родились и выросли во Владикавказе, где знают толк в техничном футболе!
— Это точно — в Северной Осетии очень техничные футболисты. А вообще люди там одинаково любят футбол и борьбу.
— Почему из этих двух видов спорта вы выбрали футбол?
— Он был мне немного ближе. В детстве боролись, но все же чаще ходили на стадион, болели за «Аланию». Смотрел на старших ребят со двора, занимавшихся футболом. Так и пошло. Хотя борьба мне тоже очень нравится.
— На родину удается ездить?
— В большие перерывы обязательно.
— Михаил Кержаков, выступавший за «Аланию», рассказывал, что вкуснее лакомства, чем осетинские пироги, он в жизни не пробовал!
— О, они нравятся всем! К сожалению, сейчас их часто подделывают, но настоящие осетинские пироги мало кого оставят равнодушным! Хотя на самом деле у нас много чего вкусного.
— Сколько же на Кавказе соблазнов прибавить в весе!
— Много, много! Но что поделать, надо следить за собой! (Улыбается.)
Футбол — часть семьи
— Вернемся к «Зениту». Как вам дался первый сбор?
— Чувствую, что пока не набрал оптимальную форму, однако мы проделали большую работу. Да, есть усталость, но сейчас важно подойти к сезону в отличном состоянии. Процесс идет, тренеры знают, какую нагрузку надо давать. Уверен, все будет хорошо.
— В ОАЭ «Зенит» провел шесть контрольных матчей. В Испании проведет еще пять. Вас не удивило обилие товарищеских встреч?
— Немного удивило — до «Зенита» не сталкивался с таким количеством игр на сборах. Но мне это нравится.
— Как вам играется в паре с Эрнани?
— Нормально. Повторюсь, процесс адаптации еще не завершен, мы еще притираемся друг к другу.
— Уровень конкуренции в «Зените» зашкаливает — особенно на вашей позиции. Готовы ли вы к серьезнейшей борьбе за место под солнцем?
— Не был бы готов — не перешел бы в «Зенит», поскольку меня все устраивало в «Крыльях Советов». На самом деле конкуренция является двигателем прогресса и всем футболистам идет только на пользу. Выдержу, не выдержу — время покажет. Но я приехал в Петербург играть!
— Еще один момент. Играть в «Крыльях», не претендующих на высокие места, и в «Зените», стремящемся выигрывать все турниры, в которых принимает участие, — принципиально разные вещи. Готовы ли вы мыслить как победитель?
— Да, готов. Опять же, все станет ясно со временем. Смогу ли я доказать, что имею право играть в основном составе — другой вопрос. Но в том, что я хочу попытаться, можете не сомневаться.
— Матч 28-го тура «Крылья Советов» — «Зенит» станет для вас принципиальным?
— Он не принципиальный, но особый.
— Цели и задачи «Зенита» очевидны — успешное выступление в Лиге Европы и победа в чемпионате России. В чем специфика весеннего отрезка сезона?
— Пять очков отставания от «Спартака» не критичны. Нам надо побеждать в каждой игре, конкурент непременно оступится. Впереди и очная встреча в Москве — следовательно, можно считать, что все в наших руках. Матч с «Андерлехтом»? Мы все очень ответственно проходим этот этап подготовки. Скажу о себе — я буду стараться больше, чем на сто процентов. Сомнению не подлежит.
— Раз уж вы заговорили о себе, расскажите о своих интересах и ценностях.
— Честно говоря, это очень долгая тема. Ценю справедливость, хотя это, конечно, вещь субъективная. Еще для меня важны честность и скромность.
— Семья — самое важное, что есть в вашей жизни?
— Да.
— А какое место в жизни занимает футбол?
— Футбол — часть семьи.
— Что бы вы пожелали себе в 2017 году?
— Если говорить исключительно о спорте, то удачи и здоровья, обойтись без травм.
— Вам посчастливится сыграть на новом стадионе «Зенита»! Важный момент?
— Давайте не будем забегать вперед, хорошо? (Улыбается.)
— Стадион весной непременно введут в строй, Ибрагим! Так что, можно сказать, вам сильно повезло!
— То, что я попал в «Зенит», — это уже огромное везение!