Я, признаюсь честно, не проводил сравнительного анализа, но убежден в том, что родной город Санкт-Петербург — рекордсмен России по числу созданных на берегах Невы футбольных команд-однодневок, чей век был короток. Собственно, процесс нельзя назвать завершенным, «Русь» и «Питер» приказали всем нам долго жить совсем недавно.
Началось буквально сразу же после распада Советского Союза. Свобода была воспринята многими только появившимися бизнесмена как свобода создавать футбольные клубы. Коммерческий успех пьянил вчерашних младших научных сотрудников социалистических НИИ. Увы, золотого запаса у очередного «пана атамана» хватало ненадолго.
«Локомотивы» множились и побеждали
В этом ряду питерский «Локомотив», естественно, особняком. Тут не о новом русском в качестве хозяина команды речь, клуб был создан ОЖД — Октябрьской железной дорогой, а это очень серьезно.
В начале 90-х в Министерстве путей сообщения началось повальное увлечение футболом. Среди руководства, разумеется. Петербуржцы — на первых ролях. Возглавлял министерство выходец из нашего города Анатолий Зайцев, и то были золотые годы «Локомотива» столичного, расцвет команды Юрия Семина и Валерия Филатова.
Страстным болельщиком слыл и Омари Шарадзе — начальник горьковской «железки», патрон и кормилец местного «Локомотива», заигравшего при такой опеке в высшей лиге. Тогда и прославился знаменитый Борман — наставник команды Валерий Овчинников.
Как только питерский крупный железнодорожный руководитель Валерий Ковалев был переброшен в Саратов и возглавил ПЖД (Приволжскую), он тут же занялся футболом. Мудро решил ничего нового не изобретать, ведь был же в городе всеобщий любимец, ветеран советской второй лиги клуб «Сокол». Валерий Иванович добавил к названию команды три буквы, не подумайте плохого, буквы ПЖД через тире, и вскоре саратовцы пробились в высшую лигу.
Наверное, в определенный момент начальник ОЖД Вадим Николаевич Морозов почувствовал себя обделенным: у него-то своей команды не было. Морозов взялся за ее создание в 1995-м, объединив «Локомотив» с «Сатурном-1991», что облегчило получение профессионального статуса. А «инопланетное» название вскоре отпало. В 1996-м году питерские железнодорожники заняли место «Сатурна-1991» в первой лиге. Это уже уровень. Взят с ходу, без разбега.
По рекомендации мэтра
А по Питеру разнеслась весть, в которую не все болельщики поверили: команду возглавил Гиви Нодия. Прежде с ней работали питерцы — Сергей Веденеев и Лев Бурчалкин. В городе хватало специалистов. И вдруг — такая новость.
Гиви Георгиевич — острый, результативный форвард-бомбардир, член клуба Григория Федотова, вице-чемпион Европы-1972 в составе сборной СССР. В качестве тренера работал в Грузии с именитыми командами. И вдруг — «Локомотив», новобранец первого дивизиона.
Но в Грузии было неспокойно. Гиви Нодия — широкой души человек, хлебосольный, умевший дружить. А друзья, соответственно, решили помочь. Из Грузии надо было уезжать. С кем-то из сильных мира сего парился в баньке легендарный наш телевизионный комментатор Геннадий Орлов. Вот там-то его и попросили помочь хорошему человеку, благо в Питере, говорят, зарождается серьезный клуб — «Локомотив». Нет такой двери, которая не распахивалась бы моментально перед Геннадием Сергеевичем, нет такого кабинета, обладатель которого не мечтал бы с ним пообщаться. Вот комментатор и посоветовал Вадиму Морозову пригласить Нодия, а начальник ОЖД, естественно, согласился.
Легионеры из южного зарубежья
Очень любопытная была команда! В ней, к примеру, в один прекрасный момент выступали три (!) голкипера, в разные годы (и даже века) защищавшие ворота национальной сборной нашей страны: 40-летний Михаил Бирюков, Дмитрий Бородин и Александр Макаров. Тем удивительнее было появление на скамейке запасных четвертого — Григория Чантурия из «Самтредиа». Братья Гия и Варлам Киласония из Рустави демонстрировали острую, результативную игру. Варлам установил рекорд, забив семь мячей в одном матче в ворота «Зари» из Ленинска-Кузнецкого, умудрившись еще и пенальти не реализовать.
Хватало в «Локомотиве» Гиви Нодия техничных южан. Хуже обстояло дело с питерскими футболистами. А городской болельщик тогда чужих и вовсе не привечал. Вряд ли виноват был тренер, вопросы скорее к клубному менеджменту. Руководство было крайне недовольно. «Зенит» бомжевал по небольшим городским стадиончикам, а «Локомотив» принимал соперников на легендарной и очень дорогой арене имени С. М. Кирова. Одна беда: трибуны этого стадиона были неприлично пусты.
Масла в огонь подливала популярнейшая спортивная газета, ехидно сообщавшая о новых антирекордах питерского «Локо»: 150 зрителей, 100, 50…
Это на стадионе-гиганте!
В магазине проще и дешевле
Руководство клуба решилось на неожиданный ход, объявив, что каждому болельщику, приобретшему билет на матч «Локомотива», бесплатно будет выдаваться банка пива.
Увы, не дала эта мера желанного эффекта, да и не могла. Приплюсуйте стоимость проезда к стоимости билета — значительно дешевле и проще приобрести пенный напиток в магазине.
В выигрыше остались разве что все те же столичные журналисты, получившие отменный повод отточить остроумие.
Железнодорожное питерское руководство получало серьезные репутационные издержки. Долго так продолжаться не могло, и на стыке веков «Локомотив» вновь стал любительской командой.
А жаль, проект казался очень интересным. И Геннадий Орлов не ошибся с кандидатурой наставника. Гиви Георгиевич Нодия — специалист достойного уровня.
Наверное, нужно было учиться работать с болельщиками и не начинать сразу с легендарной арены.