Кто не падал, тот не поднимался. Что вы тут хороните российский биатлон? В 1995 году наши добыли на чемпионате мира в Антерсельве всего одну награду — Павел Муслимов стал вторым в спринте. Общедоступного Интернета тогда еще не было. Как и массовой истерии. Те, кому положено, сделали выводы, и через год в Рупольдинге был триумф российского биатлона — восемь наград, из них четыре золота!
Сейчас такой быстрый ренессанс вряд ли возможен. Слишком много стало политики в нашем биатлоне и слишком мало спорта.
Нет, это не Гус Хиддинк
Никто из руководителей до сих не взял на себя ответственность за провал. В лучшем случае звучат общие слова про неправильный «подвод» к главному старту сезона (как будто это и так не видно) и обещания исправиться. Естественно, без всяких гарантий. Удивления такой подход не вызывает. Так уж повелось, что в сборной России извинялись одни биатлонисты. Остальные пока выжидают. Вдруг наверху посчитают такую реакцию слабостью. Отодвинут куда подальше, а ты попробуй еще потом вернись. Даже дуэт Коновалов — Ефимов, руководящий нашей женской сборной, надеется уцелеть. Ведь последний — протеже президента СБР Александра Кравцова. Этот аргумент посильнее отсутствия медалей в Холменколлене. Можно даже закрыть глаза на то, как стремительно Ольга Подчуфарова превратилась из лидера сборной России в «туристку» на чемпионате мира.
В мужской сборной ситуация более запутанная. Мы уже привыкли, что если рулит иностранец, он обязательно независим в своих решениях. Гус Хиддинк, тренируя наших футболистов, например, не побоялся выставить из раздевалки Виталия Мутко. В биатлоне, похоже, все не так. Гросс вряд ли был свободен в своих решениях. Да и как может быть иначе, если над ним еще возвышается главный тренер Александр Касперович? Выше только Кравцов с Экспертным советом. И все дают друг другу указания, как бежать, как стрелять. Гросс, может, и не хочет слушать, а приходится. Ведь его зарплата, по информации нашего издания, — целиком заслуга губернатора Тюменской области Владимира Якушева, который входит в правление СБР. Круг замкнулся.
Дайте тренерам правильную бумажку
Из всех подопечных Гросса в этом сезоне порадовал один Евгений Гараничев. Что характерно, он уроженец Тюмени. Остальные либо не прибавили, либо откровенно сдали, как Шипулин и Лапшин. Последний вообще не попал на чемпионат мира.
Если эксперимент с Гроссом продолжат, немцу надо дать полный карт-бланш. Ни в Норвегии, ни во Франции, которые преуспели в Холменколлене, не додумались ввести должность главного тренера. Двух старших им вполне хватает. Может, и нам не стоит городить огород? Просто оставить старших тренеров в покое. Но только одно условие: дать им такую же бумажку, как просил профессор Преображенский, чтобы ни Кравцов, ни кто-то из великих стариков из его Экспертного совета не смог бы по ходу сезона даже сунуться к Гроссу и тому, кто придет на смену Коновалову. Чтобы наставники были вольны сами выбирать состав, рисковать с молодежью и, наконец, выбирать людей на чемпионат мира по вполне понятным всем критериям, а не прислушиваться к мнению какого-нибудь авторитетного Иван Иваныча.
Чемпионат мира в Холменколлене наглядно показал, что у нас нет звезд. Даже Шипулин не дотягивает до этого статуса, как бы высоко ни стоял в общем зачете Кубка мира. Значит, надо собирать летом человек 20–30, лучше вместе, и устраивать настоящую драку за место в «основе».
Начинаем жить с чистого листа, а кто не готов, лучше сойти сразу. Чтобы не жаловаться потом, как Дмитрий Малышко, на странных болельщиков, которые почему-то требуют результата.