Вернувшихся с выезда армейцев в городе на Неве встречали в буквальном смысле песнями и плясками. Вчера на малой арене «Юбилейного», где располагаются раздевалки питерских хоккеистов, проходил смотр — нет, не творческой самодеятельности, а молодежных танцевальных групп. Так что, возвращаясь с тренировки, подопечные Смита были немного шокированы обилием подростков, яростно отплясывающих R&B. Если сам американский коуч и защитник СКА Раймон Жиру, проходя мимо скачущих подростков, исполнили пару движений (могли бы и больше — коньки мешали), то Поповик, глядя на зажигающую молодежь, мрачно произнес: «Спасибо, я не танцую». Что касается другого защитника, Кирилла Сафронова, то он и вовсе пришел в восторг от увиденного, решив непременно отдать дочку в школу современных танцев. А вот Дарюсу Каспарайтису было явно не до хип-хопа: к нему в гости приехала дочь из Америки, и после тренировки он по-отцовски нежно развязывал шнурочки на ее коньках.
Голкипер Роберт Эш к происходящему на арене отнесся довольно спокойно. Впрочем, во время интервью корреспонденту «Спорта» поймавший кураж в последних матчах голкипер то и дело поглядывал в сторону шумной толпы.
В Европе вратари импровизируют
— Вы знаете, что такое «сухарь»?
— Не понял? — искренне удивился Эш.
— Ну, когда вратарь не пропускает ни одной шайбы за матч, говорят, что он заработал «сухарь».
— Занятное название, что ж, буду знать, как это называется на российском сленге.
— В последнее время вы частенько играете «на ноль». Похоже, поймали свою игру?
— Это команда хорошо играет. Ребята здорово помогают в обороне. Так что моей заслуги здесь ровно столько же, сколько и остальных. Мы сейчас находимся на подъеме. Но в хоккее, вы же знаете, бывают и спады. От этого никуда не денешься. То вверх, то вниз… Но наша задача быть на подъеме как можно дольше.
— Игра русских вратарей сильно отличается от игры североамериканских?
— Главная задача вратаря — остановить шайбу. Как он это делает — красиво или нет, — неважно. Если говорить о технике, то, конечно, разница есть. Североамериканский хоккей основан на определенных классических постулатах, схемах… Поэтому мы никогда не отступаем от этих фундаментальных вещей. Европейский хоккей не имеет таких четких принципов. Поэтому голкиперы играют как хотят, в их игре много импровизации.
— Если говорить обо мне, то не сказал бы, что Роберт Эш какой-то странный парень. Хотя в целом вы правы. Многие вратари весьма необычные ребята. Наверное, потому, что голкипер — это «команда в команде». На них ведь лежит колоссальная эмоциональная нагрузка, по ним постоянно палят шайбами. Так что порой некоторые вратари становятся чуть отстраненными от команды и погружаются в себя.
Женский хоккей изящен
— Как чувствуете себя в Петербурге?
— Уже достаточно времени провел в этом городе и могу без грана лицемерия сказать, что это один из самых прекрасных городов, в которых мне когда-либо приходилось играть. Мало того, что это красивый культурный центр, здесь очень легко освоиться иностранцам. Замечательные люди, магазины, рестораны… Великолепный город!
— Говорят еще, что в России самые красивые девушки…
— Моя семейная жизнь уже сложилась. Женат, растим двоих детей. Один ходит в школу, другой еще маленький, ему три года. Мы живем недалеко от одного из катков, так что он уже начинает осваиваться на коньках. Моя жена с ним занимается, она ведь сама хоккеистка.
— Что вы говорите! Для России женский хоккей скорее экзотика…
— Она играла в университетской команде Сент-Луиса. И хотя она была в расширенном составе сборной США, на Олимпийских играх не выступала. Вообще, в Северной Америке женщина, играющая в хоккей, не вызывает никакого удивления. Не стал бы сравнивать мужской и женский хоккей. Это просто разные вещи. Хоккей, в который играют дамы, лишен столкновений, он более изящен. Мне нравится его смотреть. К тому же иногда на лед выходят очень красивые женщины.
— Как же вы познакомились?
— Мы просто родились и выросли в одном городе. Знали друг друга с молодости.
— Супруга может вам забросить шайбу?
— (Смеется.) Нет, у нее это пока не получается.
— Она, наверное, как профессионал, может вас дома и покритиковать?
— Если она и критикует, то достается только мне одному, других игроков она милует (смеется). Кстати, супруга думала о том, чтобы тренировать здесь детей. Но проблема в том, что она совершенно не говорит по-русски.
Репетируем с Йоханссоном
— Вы покидали Казань в прошлом году в не самом лучшем настроении. Сейчас нашли свою команду?
— Мне нравится питерский СКА. У нас очень хорошие защитники, что всегда облегчает жизнь вратарю. Важно чувствовать, что перед тобой надежная линия обороны. Мне нравится, что наши нападающие начали забивать. Если говорить о бытовой стороне, то у нас прекрасные раздевалки, хороший обслуживающий персонал… Легко и с партнерами по команде, и с тренерами — можно пошутить, никто не обидится. И еще никто не кричит друг на друга — атмосфера дружеская.
— Недавно вы играли с «Ак Барсом». Наверное, хотелось сыграть против бывшего клуба как можно лучше?
— Когда выхожу на лед, для меня не имеет значения название соперника. В этот момент для меня нет ни вчера, ни завтра, а только — сейчас. Да, после победы было приятно, что выиграли именно у Казани — но это уже после финальной сирены.
— Что вас особо удивляет в России?
— В прошлом году не очень хорошо чувствовал себя в Казани. Но дело не в конкретном городе. Мне просто требовалось время, чтобы освоиться в новой стране. Сейчас меня все устраивает, я всем доволен.
— Вы производите впечатление очень спокойного человека. Что может вывести вас из равновесия?
— Честно признаюсь, иногда внутри может «полыхать». Но с годами воспитал в себе необходимую выдержку, терпение. Понял, что игроки, которые бегают по площадке, пытаясь забить шайбу, тоже могут ошибаться. Но если вратарь проявляет слабость, то вся команда может мгновенно рухнуть. Поэтому заставляю себя всегда быть хладнокровным.
— Хочется немного приоткрыть маску на вашем лице.Чем вы увлекаетесь в обычной жизни? Неужели сплошной хоккей в голове?
— Люблю слушать музыку и даже немного играю на гитаре. Люблю комедии смотреть…
— Захватили инструмент с собой из Америки?
— Купил акустическую гитару здесь, в России. Правда, ни в каких группах никогда не играл, так, брякаю для себя.
— Не зарекайтесь. Вот у вашего партнера по команде Андреаса Йоханссона в Швеции своя студия звукозаписи есть, может, когда-нибудь вместе альбомчик запишете, деньжат заработаете…
— (Смеется.) Мы, кстати, как раз несколько дней назад играли вместе! Пели по очереди: рок, поп, все подряд… Что касается альбома, то не думаю, что он получится хитовым.