Перед первой встречей с президентом трясло
— Насколько мне известно, вы принимали участие в тренировке сборной ветеранов хоккея в Москве, на которой присутствовал Владимир Путин?
— Мне показалось, это больше похоже на игру, чем на тренировку.
— Кто предложил поучаствовать?
— Находился на матче со «Спартаком», но не принимал участия: находился на трибуне. И Алексей Гусаров предложил поехать на «Ходынку», где проходило мероприятие.
— Вы просто хотели потренироваться, поддержать форму или захотели встретиться с интересными людьми, пообщаться?
— Причин несколько, и вы их назвали. Хотелось и потренироваться, и оказаться на одной площадке с такими людьми, как Каменский, Буре, Быков, Касатонов, Фетисов... Таких случаев в жизни много не бывает. Поэтому каждый стараюсь запоминать.
— Жаль, что тот же Павел Буре ярко вспыхнул, но быстро погас. Его карьера не продлилась и до 35 лет…
— Вспыхнул? Он просто сиял! Вспомните пять голов в матче с финнами в полуфинале в Нагано! Он не звездочка, а настоящая звезда. Не в моей компетенции рассуждать, почему Павел ушел из спорта, знаю лишь, что у него была серьезная травма, которая не позволила продолжить карьеру.
— Есть ли теперь такие скоростные ребята в КХЛ?
— Помимо скорости Павел обладал отличной техникой, чувством игры. Таких хоккеистов вообще много не бывает. Павел Буре — это талант, помноженный на колоссальный труд. Труд, который он проделал в ЦСКА, где в общем и сформировался как игрок.
— Интересно, в чем такая бешеная популярность Буре у женщин?
— Он был холост, приятен внешне и к тому же богат. Все составляющие мужчины-мечты налицо (улыбается).
— Что ж, вернемся к той самой тренировке. Мне, как человеку, никогда не видевшему Путина, интересно было, какое впечатление он оставляет о себе как человек, когда с ним сталкиваешься вживую?
— Мы встречались несколько раз. Первый — после чемпионата мира в Швеции в 2002 году он поздравлял нашу сборную. Тогда у нас состоялась небольшая беседа. Ко мне подошли и сказали: «От хоккеистов будешь говорить именно ты». Выбора не было. Признаюсь, перед встречей меня немного трясло. Но, как говорят свидетели, выступил достойно. Второй раз мы встречались, когда сформировался олимпийский фонд для поддержки спортсменов, которые участвуют в Олимпиадах. Ведь не секрет, что не во всех федерациях есть средства для планомерной подготовки спортсменов и тренеров.
— Снова трясло?
— Нет, тогда ведь мне не нужно было говорить (улыбается). Встреча была официальная, в Кремле.
— А если говорить о встрече с Путиным, которая состоялась недавно, на тренировке ветеранов? Какие впечатления остались?
— Он общался в основном с Фетисовым и Касатоновым, так что мы были, так скажем, фоновой поддержкой. Если говорить о Путине как о спортсмене, то он молодец, выглядел на льду достойно. Ведь хоккей — непростой вид спорта, я бы даже сказал, очень сложный технически. И если начинать с нуля, то приходится проделать колоссальную работу. Нужно не только уметь кататься, но и владеть клюшкой. Я уже не говорю о знаниях правил игры…
— Взять тот же балет. Вроде все летят, порхают, а попробуй повтори…
— Думаю, мне бы не удалось справиться. А Путину удалось выглядеть достойно на льду. Наверное, у него были хорошие учителя (улыбается). У кого, если не у Касатонова, Фетисова и Гусарова, можно научиться играть?
Спорт должен быть за окном дома
— Кстати, наш премьер озвучил важный момент: надо развивать любительский и детский хоккей. Что, как вы считаете, нужно сделать в первую очередь?
— Развивать так называемую «ночную лигу» важно. Чтобы мужчины не сидели у телевизора вечерами, не употребляли алкоголь. Пусть лучше спортом занимаются, станут примером для своих детей. Если говорить о детском хоккее, то здесь вообще комментировать нечего. Конечно, его надо развивать. Лично у меня только одно пожелание: если руководители действительно хотят поднять детский хоккей и спорт в частности, то нужно начинать с дворового хоккея. А пока родители вынуждены куда-то, порой за три девять земель, возить своих детей на стадионы. Но не у всех есть деньги, время и возможности так делать. Надо, чтобы спорт был по окном их дома. Чтобы ребенок был на глазах, занимался спортом, а не слонялся беспризорно… Такие вопросы требуют волевого решения людей, находящихся на местах. Так, с дворов, начинали все великие игроки. Тот же Уэйн Гретцки, который гонял шайбу во дворе собственного дома со своим братом.
— СКА здорово выступает в чемпионате. Многие уже прочат питерской команде чемпионство…
— Есть хорошие моменты: много забиваем, мало пропускаем, есть и негативные, впрочем, как и у всех. Но они решаемые. И все же в хоккее, как и в любом виде спорта, лавровый венок раньше пересечения финишной черты надевать нельзя. Соперники достойны, и они еще прибавят к финишу: «Салават», «Магнитка» и точно «Ак Барс». В плей-офф все может быть, поэтому сейчас говорить о результате преждевременно. А почивать на лаврах — тем более.
— Какой стала команда при Ржиге?
— Очень дисциплинированной и бегущей — причем как назад, так и вперед.
— Не могу не спросить вас про Максима Сушинского. Не пришелся он ко двору «Салавату» — выставлен на драфт отказов…
— Почему же не пришелся ко двору? Разумеется, можно только догадываться, почему принято такое решение. Максим — четвертый по результативности в команде. Значит, есть другие причины: возможно, конфликтная ситуация, возможно, освобождаются какие-то деньги в команде — за счет сокращения бюджета на зарплаты игроков.
— Тогда игрок получается разменной монетой…
— Может, так и должно быть. Есть определенные правила, не то что в прежние времена, и ты должен быть готов, что в любой момент окажешься на драфте отказов. Это бизнес. Такова спортивная жизнь, никуда не денешься.
— Как сказал бывший игрок питерского СКА Алексей Акифьев, игроку за тридцать часто смотрят в паспорт, а не в статистику. Согласны?
— Рецепт один: каждый день работай и доказывай, что твой паспортный возраст не соответствует биологическому. Доказывай, что ты еще молод телом и душой.