В нулевые, когда «Кубань» каждый год меняла премьер-лигу на ФНЛ и обратно, ее называли «команда-лифт». Хотя больше подходил сей термин именно к клубу. Под аккомпанемент периодических скандалов и сенсационных увольнений, исчезновений тренеров и странных обстоятельствах разрыва трудовых отношений с футболистами, «Кубань» все же обрела стабильность и надолго закрепилось в элите.
Впрочем, с каждой неделей по ходу нынешнего сезона казалось, что клуб возвращается в прошлое. Чехарда в руководстве, когда обещания давали одни, а отказывались их выполнять другие. Неопределенность с будущим главного акционера Олега Мкртчана. Скандальные уходы футболистов, разрывавших контракты и уходивших бесплатно из-за многомесячной задержки зарплаты. Как итог — уже на старте чемпионата смена главного тренера и место на дне таблицы.
Иногда желто-зеленые выдавали яркие матчи и громили фаворитов. «Локомотив», «Спартак» и «Зенит» на троих увезли из Краснодара лишь очко и одиннадцать пропущенных мячей в придачу. Однако вторую часть сезона встречает уже, по сути, другая «Кубань» — без Александра Ткачева, Владислава Игнатьева, Лоренсо Мельгарехо. «По взаимному согласию» и загадочным обстоятельствам покинул клуб и Андрей Аршавин.
С кадровых новостей мы и начали беседу с 57-летним тренером команды, которому предстоит весной решать задачу сохранения места в премьер-лиге.
Аршавин — игрок высокого класса
— Лоренсо Мельгарехо все-таки перешел в «Спартак». Надеялись, что он может остаться в «Кубани»?
— «Надеялись» здесь неправильное слово. Конечно, Мельгарехо для «Кубани» очень сильный футболист. Но что сделаешь, если к нему проявил настойчивый интерес более известный клуб, у которого сегодня совсем другие задачи? Поэтому остается только пожелать Лоренсо удачи. Чтобы в «Спартаке» он играл так же здорово, как и у нас.
— На какой позиции у него там на это наибольшие шансы?
— Наилучшим образом он проявил себя в атаке. Причем в качестве единственного форварда, без привязки к конкретной зоне. Мельгарехо полезен и на острие, и в оттяжке, хорошо врывается в свободные зоны, активно прессингует. Но это не совет «Спартаку». Не знаю, какие там планы на него у тренеров. Просто в «Кубани» эта позиция была для Мельгарехо оптимальной.
— По официальным данным, «Кубань» получит за парагвайца 4,5 миллиона евро. Вам обещали, что эти средства пойдут на усиление состава?
— Я тренирую команду. Вопросы распределения средств со мной не обсуждают — это право руководства клуба. А наши селекционные планы не зависят от суммы, за которую футболиста продают.
— Что можете добавить об уходе Аршавина? Его можно считать потерей?
— Андрей — игрок очень высокого класса. И он это постоянно подтверждал в тренировках, по работе к нему даже малейших вопросов не возникало. Конечно, потеря. Даже несмотря на то, что в официальных матчах Аршавин в полной мере себя проявить не смог. К сожалению, в силу разных обстоятельств клуб и игрок приняли решение о расставании. О нюансах рассказывать не могу.
Павлюченко? Он лечится
— Новичков еще ждете?
— Конечно, надеемся взять футболистов. Вспомните, кто от нас ушел — Ткачев, Игнатьев, Мельгарехо, Аршавин, ведущие футболисты, лидеры. Опытные мастера «Кубани» очень пригодятся. Но даже в этой ситуации есть четкое понимание, как усиливать команду. Есть молодые ребята из «Кубани»-2, они уже на подходе к основному составу. Время до возобновления сезона еще остается, впереди товарищеские матчи. Они нужны в том числе и для того, чтобы закреплять различные тактические варианты, улучшать взаимодействие между игроками и линиями. Сильнее команду можно сделать не только с помощью новых футболистов — за счет внутренних резервов тоже.
— Когда намерены окончательно определиться с составом?
— Мы и так определились. На 90 процентов точно. А вообще, чем раньше тренер знает, на кого может рассчитывать в официальных матчах, тем лучше.
— Сообщалось, что вы интересуетесь Иваном Соловьевым, который тренируется с молодежным составом «Зенита».
— Впервые слышу. Я этим футболистом не интересовался.
— Какие новости о Романе Павлюченко?
— Продолжает лечение.
— Есть вероятность, что успеет восстановиться к четвертьфиналу Кубка России против «Зенита»?
— Пока не знаю. Посмотрим, когда Роман вернется в общую группу, в каких будет кондициях. Сейчас вопрос с его участием в матче на «Петровском» открыт.
— В Кубке России задача перед командой поставлена?
— Она и так очевидна, если для победы в турнире надо выиграть три матча. Но сейчас об итоговом результате рассуждать смысла нет. Для начала надо победить следующего соперника. Вот 28 февраля в Петербурге против «Зенита» с этой целью на поле и выйдем.
Хорошо, что в Краснодаре две команды
— Новая структура управления в «Кубани» заработала?
— Да, сейчас все налаживается. Мы на сборах, в хороших условиях. Все идет по плану.
— Олег Мкртчан дал гарантии финансовой стабильности?
— Гарантии сами знаете, кто дает. У нас же появилось понимание, что ситуация стабилизируется, мы можем уверенно смотреть в будущее. Ведется реорганизация клубной работы, которая была за последние полтора-два года упущена.
— Какова ситуация с долгами?
— Вопрос не по адресу. Я в эту тему не вникаю. Мы тренируемся, у нас все в порядке.
— Такое впечатление, что после всех событий, происшедших с «Кубанью», она, несмотря на почти 90-летнюю историю, стала уступать «Краснодару» в популярности.
— Я все-таки не болельщик. Но по тому, что вижу, никаких проблем у «Кубани» с популярностью нет. У нас огромная армия поклонников. У «Краснодара» — своя история. Я за делами других клубов не слежу. На самом деле хорошо, что в Краснодаре две команды. Это стимулирует прогресс обеих.
— Вопрос, который порой вызывает жаркие споры. В 2010 году под вашим руководством «Краснодар» занял пятое место в ФНЛ. Но из-за отказа ряда команд следующий сезон начал в премьер-лиге. За что клуб обвиняли в нарушении спортивного принципа.
— В том сезоне перед «Краснодаром» не ставили задачу выйти в премьер-лигу. Нас нацеливали на пятое место. Мы его и заняли. За него полагался бонус, это считалось успехом. О премьер-лиге тогда не думали. Весь чемпионат шли в группе лидеров, получали удовольствие от футбола. Когда же выяснилось, что «Нижний Новгород» и КАМАЗ отказываются выступать в премьер-лиге по финансовым причинам, предложили «Краснодару». Сергей Николаевич Галицкий согласился.
— Это не шло вразрез с политикой эволюционного развития клуба?
— Ну что поделать, если такой вот у нас российский футбол? Один клуб остается в премьер-лиге, но его расформировывают. Другие получают право играть в элите, но не могут себе этого позволить. «Краснодар» согласился занять их место — разве кому-то стало хуже?