«Хоккейный Город» перестал быть чисто хоккейным. В нем много секций по разным видам спорта. С недавних пор здесь функционирует и академия фигурного катания «Ангелы Плющенко» — совместный проект с армейским клубом.
Главный тренер академии Евгения Петрова рассказала, сколько будут стоить занятия, как рождаются олимпийские чемпионы и почему наши дети становятся все умнее.
У Евгения нет никаких корон
— Евгения, сразу возникает вопрос: с самим Плющенко вы знакомы?
— Да, конечно, он мою кандидатуру утвердил, одобрил. Я с Евгением Викторовичем знакома давно. Было время, когда работала в Спорткомитете Петербурга и занималась оргвопросами команды Плющенко. Билеты, гостиницы на соревнованиях — все это было на мне. Потом был перерыв в нашем общении, и когда на открытии в «Хоккейном Городе» встретились, Евгений сказал: «О, приятно видеть знакомые лица!»
— Сейчас Плющенко проживает в Москве, там занимается академией сам. В Петербург часто будет приезжать?
— Хотелось бы надеяться, что Евгений нас будет очень часто посещать. Пока оговорено участие в нашем тренировочном процессе раз в два месяца. Он планирует приезжать к нам с мастер-классами, наблюдать, как идет тренировочный процесс, — мы будем работать по его программе. Естественно, организовывать соревнования под его эгидой — Кубок Плющенко.
— Какой, кстати, Плющенко в обычной жизни?
— Спокойное, адекватное общение, никаких корон, никакой пафосности. Совершенно обычный человек, ставящий цель и умеющий слушающий меня — своего коллегу.
— Как часто сейчас контактируете?
— В режиме онлайн. Там есть штаб, не он один. Периодически мы созваниваемся.
— Независимых школ фигурного катания в России немного. Приживется такая идея?
— В последние годы в Петербурге бурно начали развиваться частные коммерческие школы, появились клубы фигурного катания, которые существуют на спонсорские деньги. Например, Клуб Москвиной. И могу сказать, что появление «Ангелов Плющенко» немножко всех взбодрило в нашем городе, все так напряглись. Уровень академии в Москве говорит сам за себя. Естественно, мы будем стремиться к такому же, а может, и лучшему в будущем. Понятно, что сейчас мы начинаем, будем растить своих малышей, спортсменов. А это проще, чем потом переучивать.
— Ревности со стороны городской федерации нет?
— Они относятся очень положительно к нашему проекту. Раз есть еще одна школа — значит, повышается уровень конкуренции. И общий уровень фигурного катания в городе вырастет.
В родных детей надо вкладывать деньги
— С детьми какого возраста вы начинаете работать?
— Группы от двух до шести лет.
— Если профессиональный спортсмен к вам попросится — возьмете?
— Сложный вопрос. Пока тренерский штаб у нас небольшой. Но надеюсь, что мы будем двигаться вперед гигантскими шагами, развиваться и тренерский состав будет расти. Плющенко заинтересован в подборе квалифицированных тренерских кадров.
— Главный для многих вопрос — сколько стоят занятия в вашей академии?
— Для групп от двух до четырех лет 12 занятий в месяц будут стоить 20 400 рублей.
— Когда Евгений открывал свою академию в столице, за высокие цены обучения ему крепко досталось (занятия в Академии Плющенко в Москве в месяц стоят 150 тысяч рублей).
— Всем хочется купить «Мерседес», а деньги есть только на «Жигули»… Я думаю, что большинство родителей понимает, что в своих родных детей надо вкладывать деньги… Уверена, что у нас цены совершенно адекватные, если сравнить с другими школами и с качеством услуг. И кардинально отличаются от московских. При встрече с Евгением я сразу акцентировала внимание на этом моменте. Нет у нас таких богатых людей, как в Москве. Это разные города и уровни жизни.
— Хоккей сейчас превратился в спорт для богатых. В фигурном катании такая же ситуация?
— Думаю, да. Фигурное катание никогда не было дешевым видом спорта, скорее — дорогим… Вся экипировка высокого качества, сделана из хороших материалов. Профессиональные коньки не могут стоить дешево по определению. Костюмы для выступления… Вот легкая атлетика — дешевый вид спорта! Надел трусы и кеды — и побежал!
— В каком возрасте в вашей академии будет происходить отсев?
— Через два года после начала занятий будет проводиться своеобразный отсев талантливых ребят. И возможно, группы станем формировать иначе. Но совершенно точно можно будет заниматься и после отсева. Ведь ребенок может кататься не только ради больших достижений, но и для себя: для красоты движений, для эстетики, для здоровья и, наконец, чтобы заниматься делом, а не болтаться по дворам и подворотням.
Сейчас наши девушки стали сильнее мужчин
— «Хоккейный Город» все-таки в первую очередь предназначен для хоккеистов. Нет у вас ревности, что вы среди них окажетесь своеобразной Золушкой и весь лед будет отдан игрокам с клюшкой и шайбой?
— Мне кажется, что нам пойдут навстречу, найдут удобный вариант… Все-таки на сегодняшний день мы занимаем всего два часа льда в день. Что будет потом, когда увеличится количество занимающихся? Будем просить об увеличении. Ревности к хоккеистам у меня никогда не было. Это разные виды спорта, разные уровни.
— Как складывалась ваша карьера?
— Занималась одиночным катанием, кандидат в мастера спорта. Окончила Институт Лесгафта с красным дипломом, меня пригласили в аспирантуру. Кандидат педагогических наук. Вышла замуж, родила ребенка. А когда дочь подросла и пошла в школу, приступила к работе тренером в школе олимпийского резерва. С детства хотела этим заняться.
— Кто самые известные ваши ученики?
— Из тех, кто сейчас продолжают карьеру, Дмитрий Козловский, который сейчас выступает в паре с Бойковой. Саша Акимов.
— Уровень женского одиночного катания сильно изменился с тех пор, как вы выступали?
— Конечно. Кардинально. Наш вид спорта сильно помолодел, появились многооборотные прыжки, которые раньше осваивались только мужчинами. Сейчас наши девушки на прокатах сборной в Новогорске просто «обпрыгали» мальчиков. Стали сильнее, чем мальчики.
В Европе нам просто завидуют
— Но и спортивный век одиночниц стал очень короток. Несколько лет на высшем уровне, и все…
— Был недавно конгресс ISU, возрастной ценз пытались повысить. Но оставили прежнюю градацию: с 15 лет можно выступать на взрослом уровне… На самом деле это все уловки против России. В Европе фигурное катание превратилось в оздоровительный вид спорта. Уровень на континентальных турнирах невысокий. Им что-то надо делать, чтобы к нам приблизиться. И начинаются варианты с возрастными цензами… Лучше тренируйтесь, ищите талантливых детей!
— Многие на Западе считают, что наши фигуристки, кроме прыжков, на льду ничего не показывают.
— Я не согласна. Посмотрите на программы прошлого сезона Медведевой, Загитовой! Разве там нет характера, общей темы, цели? Ну что вы! А Липницкая какую программу катала?! Это же целый спектакль! Нет, это все в те же ворота. Россиянки прыгают четверные, а мы не прыгаем! Это чисто зависть! Где-то подцепить. Ах, вы прыгаете, значит, у вас хореография на плохом уровне! Нет, у нас хореография прекрасная и девочки все выкатывают!
Дети стали умнее нас
— За счет чего все-таки произошел взрыв результатов у наших одиночниц? В советские времена мы похвастаться большими успехами в этом виде не могли.
— Поменялось человечество! Идет акселерация! Дети стали умнее нас. Может, это связано с теми же гаджетами, Интернетом, огромным объемами информации. Когда я начинала тренировать, то брала девочек четырех лет. Сейчас, через десять лет, начинаю уже с трехлетками! А у Плющенко программа вообще с двух лет, чуть попозже. Малыши уже реально могут выполнять упражнения. Почему именно в России появилось такое количество сильных одиночниц? Природе так захотелось отыграться! Это даже не от людей зависит, а от Бога, от природы! Родились гениальные девчонки, которых поднабрали где-то в регионах и свезли всех в Новогорск! Возможно, отбор стал тщательнее. Теперь девчонки понимают, что можно приехать из Омска или Уфы и стать олимпийской чемпионкой.
— Почему наши мужчины отстают?
— Не будем на них ставить крест! Я думаю, это — спиралька: сперва в одну сторону, затем в другую. Не бывает все одинаково, все плохо или все хорошо. Сейчас пускай девчонки порулят. Подождем, может, звездные парни уже на подходе (смеется).