Олимпийский чемпион 1992 года Вячеслав Буцаев перед началом Кубка Гагарина был практически брошен «под танки». За считаные дни до старта плей-офф Юлиус Шуплер был освобожден руководством ЦСКА от должности главного тренера, и брать огонь на себя пришлось молодому специалисту. Причем в качестве экзаменатора выступил грозный собрат по оружию — СКА, который на тот момент считался чуть ли не основным претендентом на главный приз сезона.
Удивил Буцаев-старший сразу, заявив, что его команда, с трудом зацепившаяся за кубковую восьмерку Запада, будет бороться за победу в серии. А затем и подтвердил свои слова делом.
Москвичи хоть в итоге и уступили, но оказали достойное сопротивление дружине Ржиги, и будь чуть поудачливее вратари ЦСКА, борьба могла бы затянуться. В любом случае Вячеслав Геннадьевич сделал заявку на то, что в КХЛ появился еще один классный российский тренер. Который, кстати, уже выигрывал с «Красной Армией» Кубок Харламова.
Не веришь в победу — не стоит работать
— Это, конечно, нечасто бывает, чтобы главного тренера убирали буквально накануне старта плей-офф. Для меня это тоже стало большой неожиданностью, — признался Вячеслав. — С одной стороны, мне, конечно, пришлось достаточно сложно. Можно сказать, другая специальность, другая ответственность. Большая нагрузка. Новый для меня опыт. Помогло то, что я хорошо знал эту команду, ребят. Почти полсостава играли у меня в клубе МХЛ. С остальными познакомился за время работы помощником Шуплера.
— Перед началом серии вы пообещали, что будете биться со СКА до последнего. Что это было: бравада, психологический способ подстегнуть своих подопечных или вы на самом деле верили, что восьмой клуб Запада мог обыграть первый?
— Я думаю, если ты не веришь в победу, то не стоит и работать. Первое. И повторю, что сказал тогда на пресс-конференции: «Не боги горшки обжигают». Да, мы старались. К сожалению, не получилось. Но быть мальчиками для битья — абсолютно не в моем характере. Я согласился на эту должность не для галочки, а чтобы действительно добиваться результатов.
— Мальчиками для битья вы действительно не оказались. Но все-таки сейчас, когда эмоции улеглись, считаете, что было реально добиться большего, чем одна победа над СКА?
— Конечно, можно было и обыгрывать СКА. Возможно, в начале серии мы оказались не готовы к борьбе психологически. Вероятно, по ходу игр можно было найти правильные кнопки, чтобы ребята поверили в себя. Две выездные встречи в Питере мы проиграли крупно — хотя подавляющего преимущества соперника на площадке не было. Но третий матч в Москве полностью перевернул картину. И если бы не быстрый гол Афиногенова в овертайме в четвертом матче, которому предшествовало нелепое удаление, шансы на успех у нас были бы выше.
— Молодые ребята, которых много в вашем клубе, не испытывали психологического пресса из-за более маститого соперника? Или, может, наоборот, они в таком возрасте не признают авторитетов?
— Так ведь у каждого хоккеиста свой характер. И по тренировочному процессу, по матчам определяешь, кто как реагирует на такие стрессовые ситуации, как в плей-офф. У нашей молодежи возникали проблемы не только психологические, но и с «физикой». Приходилось варьировать состав. К тому же у нас было много травм…
За сезон чемпионскую команду построить сложно
— Но чувствовалось, что вы встречались с одним из сильнейших клубов КХЛ нынешнего сезона?
— В первом раунде рано говорить о фаворитах. Ведь самыми тяжелыми считаются первый и третий круги плей-офф. Первый, потому что новый этап чемпионата, а в третьем на главную роль выходит не физическое состояние, а психология, настрой, характер. Я не считал, что СКА будет играть именно в финале, хотя команда, безусловно, мощная, с неплохим подбором исполнителей. Но в организации игры у нее были проблемы, что, в принципе, и показала серия с «Динамо».
— Вы были удивлены «сухим» поражением СКА от московского «Динамо»?
— Думаю, для любого специалиста этот результат оказался неожиданным. Ключевым моментом в этой серии был третий матч в Москве, когда армейцы могли «вернуться» в серию. Выглядели неплохо в этой встрече, но подвела дисциплина. Петербуржцы, можно сказать, сами проиграли матч, когда начались необоснованные удаления в третьем периоде, что и повлияло на итоговый исход. А четвертый матч — это уже следствие. Было ясно, что команда оказалась психологически разобрана.
— То есть, получается, это тренерское поражение?
— Ну у нас всегда получается, что кто-то один должен быть виноват. Думаю, что тут нельзя искать отдельных «героев». Проигрывает команда. Да, тренер может уступить в одном матче, но чтобы «отдать» всю серию, это исключено. Это поражение всей команды. Да, возможно, СКА и считался фаворитом Кубка Гагарина. Но его поражение в финале конференции еще раз подтверждает тот факт, что в спорте побеждает не только сильнейший, но и тот, кто этого хочет больше. Не всегда финансы или звездный статус игроков приносят результат. У каждого человека есть характер, амбиции. Все решает площадка, лед, шайба.
— Ржига впервые работал с клубом экстра-уровня. Вы также оказались на тренерском мостике клуба, от которого тоже — по привычке — ждут только побед. Сильно давит такой пресс?
— Может быть, и добавляется какой-то груз ответственности... Но у нас, понимаете, такая профессия, которая подразумевает только победы, и все хотят победить. Другого не дано. Принцип «поучаствовать» — не для профессионального спорта. Я понимаю, что главному тренеру тяжело что-то за год изменить, тем более что в СКА каждый год меняется состав. На примере московского «Динамо» мы видим, сколько они шли к чемпионству, как создавалась команда. Но за один сезон создать команду-победительницу тяжело.
И опять же пример сборной времен Быкова: они начали с бронзы, а затем уже дважды подряд добирались до золотых медалей. Хотя тут сроки достижения цели называть неактуально. Нужно просто постоянно работать, двигаться вперед.
В финале побеждает тот, у кого сильнее характер
— Вы считаете, что «Динамо» заслуженно победило в Кубке Гагарина?
— Думаю, да. Эта команда на протяжении последних нескольких сезонов показывает хорошую игру. В «Динамо» подобрался очень мощный коллектив. Да, наверное, предпочтительнее в этой паре выглядел «Авангард». Омичи вели в финальной серии плей-офф со счетом 3:1. Но у «Динамо», видимо, оказалось больше желания и характера. Мы видели примерно одинаковый тактический рисунок в игре этих двух команд. При таком хоккее побеждает тот, кто этого больше хочет, у кого сильнее характер.
— Сможет ли ЦСКА, в котором вы являетесь исполняющим обязанности главного тренера, вернуться на лидирующие позиции в КХЛ?
— Все к этому стремятся, все хотят возродить армейские традиции, которые были в советское время. Но это дело не одного года. Какое-то время этот процесс займет. Тем не менее шаги в этом направлении делаются.
— Выступление сборной Билялетдинова, которая в этом сезоне часто проигрывает, не вызывает удивления?
— Главный старт этого сезона — чемпионат мира. И Федерация хоккея России, и тренерский штаб национальной команды говорили о том, что главная задача Евротура — просмотреть как можно большее количество игроков перед турнирами в Швеции и Финляндии. Цель нашей команды — Олимпийские игры в Сочи. У тренерского штаба есть свой план работы, который они воплощают в жизнь, чтобы добиться победы в 2014 году. Это не значит, что до Олимпиады в Сочи результатов не будет. Но на данном этапе идет просмотр кандидатов...
— В Сочи будут играть роль первой скрипки нынешние лидеры команды или появятся молодые игроки?
— Прежде всего должна играть команда. Личности выигрывают матчи, Кубки завоевывают команды.
— Наша сборная, можно сказать, в последний момент потеряла Овечкина, Семина и Ковальчука, чьи клубы прошли во второй раунд Кубка Стэнли. Шансы на наш успех на чемпионате мира уменьшается?
— Тренерский штаб работает, просчитывает все варианты. А если бы наши энхаэловцы вообще не приехали на чемпионат мира? Тренерский штаб всегда должен находиться в поиске. Пожелаем этим ребятам успеха в дальнейшем розыгрыше Кубка Стэнли. Если не получится — будем рады видеть их в сборной России. Если, разумеется, они подойдут под критерии нынешней национальной команды.
— Сборная, в составе которой вы выступали, стала последним олимпийским чемпионом — в 1992 году. С тех пор прошло 20 лет, и болельщики заждались побед. Не будет ли эта мысль давить на нынешних игроков сборной России?
— Домашняя Олимпиада — это всегда дополнительное давление со стороны зрителей. Возрастает ответственность… Но мы можем только пожелать побед нашим ребятам.