Юрий Здовц редко общается с прессой, но перед новогодними праздниками, после того как команда сыграла последний матч в 2012 году (и выиграла его!), отправившись на небольшие каникулы, Здовц дал интервью «Спорту», в котором рассказал, как его семья отмечает зимние праздники, раскрыл тайну, можно ли вырасти, занимаясь баскетболом, и объяснил, почему не хочет, чтобы его жена готовила и мыла посуду.
Раньше поощрялись смешанные браки
— В чем секрет спортивных успехов Балканских стран, несмотря на не такую уж большую численность населения?
— Хороший вопрос. Думаю, есть две причины. Во времена Югославии существовал коммунистический режим, мы все были в этой системе. Спорт стал способом выехать и посмотреть как собственную страну, так и другие страны. Появилась возможность обеспечить достаточно высокий уровень жизни. Это был один из стимулов. Вторая причина — это талант. Люди в Сербии и Хорватии талантливы в спортивном плане, хорошо действуют в командных видах. А у Словении есть успехи в индивидуальных дисциплинах. Мне кажется, это связано с тем, что в Словении много смешанных браков.
— Почему связано и почему их много?
— Раньше поощрялись смешанные браки в бывших странах объединенной Югославии. Словения присоединилась к Югославии, чтобы быть более интегрированной в страну, поэтому приветствовались отношения с другими национальностями.
— С чем связана популярность экстремальных видов спорта? По статистике, большой процент как профессионалов, так и любителей именно из Словении.
— Потому что горы есть, да и климат располагает. Лето жаркое, а зима со снегом. Словения очень спортивная страна, у нас разными видами спорта занимаются. Или бегают, или на лыжах ходят, или велосипед «крутят». Развиты экстремальные виды, такие как альпинизм, прыжки с трамплина.
Люди растут, когда играют в баскетбол?
— У вас трое детей, расскажите про них.
— Две дочки живут в Лондоне. Сын живет здесь, в Петербурге. Дочкам 21 и 17 лет, а сыну 6.
— Баскетбольные задатки у них есть?
— У девочек нет. У сына — пока не ясно.
— В каком возрасте можно разглядеть баскетбольные задатки?
— Я не тот человек, которого надо спрашивать про детей. Нужно спрашивать людей, которые работают с маленькими. Возвращаясь к моим занятиям спортом — а занимался я баскетболом, футболом, гимнастикой и играл в настольный теннис, — скажу, что в 12–13 лет выбирал между футболом и баскетболом.
— То есть выбрать можно в возрасте 12–13 лет, а не раньше?
— Талант достаточно рано проявляется. Для разных видов спорта разный возраст. В баскетболе можно раскрыться и в 12–13 лет. В фигурном катании, в гимнастике дети уже в маленьком возрасте на арене выступают, туда, конечно, нужно отправлять в 5–6 лет, а то и раньше. Одного таланта недостаточно. Важно, какой характер у человека, трудолюбие, упорство. Есть ли определенные цели.
— А если говорить о баскетболе — рост ведь, можно сказать, передается по наследству…
— Если родители высокие, то и дети будут высокие, вообще сложно однозначно говорить об этом. Есть закономерность, что от роста мамы зависит рост сына, от роста папы — дочери. Если по мне смотреть, то жена у меня 165, одна дочка 170, другая 180. Например, у моей мамы в семье все высокие. Да и я тоже (улыбается). Какого роста мой сын будет, еще непонятно.
— Баскетбол дает шанс человеку вырасти или это миф?
— Я не верю. Может быть, на несколько миллиметров (смеется). Некоторые люди в это верят.
— Если родители среднего роста, а по их ребенку видно, что он на голову всех перерастет, его нужно в баскетбол отправлять?
— Баскетболист не обязательно должен быть высоким. Есть позиции для 180 и 185 сантиметров. Даже если нет физических данных, но ты любишь этот спорт, то можно оставаться внутри него, или тренировать, или быть рефери, или просто работать в этой сфере.
Проблем с погодой в Петербурге нет
— Нравится погода в Петербурге?
— Нет особой разницы со Словенией. У нас холодные зимы, как и в Петербурге. В Словении бывает даже холоднее, чем здесь. Только там более солнечно. Я в течение длительного времени в Питере солнца не вижу.
— Иногда бывает…
— В целом скажу, что у меня нет проблем с погодой (улыбается).
— Есть какие-то любимые места в Питере, что-то посещаете — музеи, парки?
— Со временем у меня проблема. Мне нравится город — с каждым днем все больше и больше. Петербург — фантастический. Мне как человеку, так сказать, «водному» нравятся морские темы. В городе много рек и каналов — от этого повышается настроение. Нравится гулять по Невскому проспекту, пить кофе. Люблю Дом книги на Невском. Там есть кафе, где можно любоваться прекрасным видом из окна.
— Можно ли Питер со Словенией сравнить, найти что-то общее или различное, кроме погоды?
— Общего мало. Любляна — столица Словении — достаточно маленький город: 280 тысяч человек, одна река, и все. Сложно сравнивать!
— Словенцы, живущие в Питере, дружат между собой, общаются?
— Нет. Мы тут словенцев не нашли. Жена общается в международном женском клубе, а сын учится в международной школе.
Я способный к языкам, но русский — очень тяжелый!
— С чем ассоциировался Советский Союз в Словении? Было ли у вас желание в молодости узнать нашу страну получше?
— В те времена для нас СССР был страной с железным занавесом. Изучали в школе, что страна с богатой культурой, большой историей, но о ней практически ничего не знали. Тогда я не ездил сюда.
— Хотелось бы приехать и изучить?
— Нет, особо не хотелось. Не было полного представления об СССР, а когда ты молодой, особо не хочется изучать культуру страны, хочется где-то что-то купить и повеселиться.
— Изучали в школе русский язык?
— В Словении в школе изучают английский, немецкий, итальянский языки, а русский — нет.
— Сейчас изучаете?
— Нет.
— Я хотела уже спросить, когда интервью на русском можно будет взять…
— Я думал, что русский для меня будет легким, так как я способный к языкам. Когда играл, по молодости учил и греческий, и итальянский. Они легче давались, но то, что русский окажется настолько трудным, не думал. Хотя ведь славянская страна. Много похожих слов, но у них различное значение. Пару раз попадал из-за этого впросак. Понял, что очень хочется выучить, но чтобы реально учить, надо идти в школу и садиться за парту.
— С какой страной из бывшей Югославии, на ваш взгляд, самые лучшие отношения у Словении?
— (Улыбается.) Практически со всеми хорошие отношения. Конфликтов нет. Когда война началась, Словения побыла там всего три дня и вышла из всего этого. Может быть, с Сербией лучше отношения, чем с Хорватией. С ними небольшие разногласия насчет морской территории.
— В конце 1980-х было такое чувство, что войны не избежать?
— Конечно, никто не ожидал, что в конце XX века в середине Европы произойдет конфликт! Такая война! Это было что-то невообразимое! Никто и представить не мог, что такое случится.
На день рождения получил джемпер
— Как планируете Новый год отмечать?
— Ничего особенного. Когда молодой был, ждал чего-то. А сейчас главное — это встретить в семье. В прошлом году не удалось. Девочки были в Лондоне. Хочется быть вместе и с друзьями. Выпить хорошего вина и поесть вкусной еды.
— В России Новый год — это оливье, шампанское, мандарины, елка, Дед Мороз. А в Словении?
— Более важный праздник в европейских странах — Рождество. Семьей любим собираться, дарим подарки, кушаем традиционные блюда. Удивлен, что здесь мандарины популярны, а в Греции, например, на Новый год рыбу подают. В Словении в Новый год ничего особенного не едят, обычный праздничный ужин.
— Какие подарки вы получали в последнее время?
— Я человек, у которого все есть. Тяжело с подарками (улыбается). Жена на день рождения подарила джемпер.
— Расскажите какие-нибудь интересные истории празднования Нового года в Словении...
— Два года подряд мы отмечали в Словении. Не в прошлом году, а до этого. Выходили в центр Любляны. Много людей празднует на улице, и это замечательно. Интересные концерты, люди пьют вино и веселятся. Здесь, в Питере, тоже такое бывает, но Любляна — маленький городок. Там все рядом находится.
— Запомнился вам какой-то детский Новый год, какие подарки вам тогда дарили?
— Во времена Югославии праздновали Рождество, хотя это и запрещалось. Жили не так обеспеченно, как сейчас. Родители все равно старались делать хорошие подарки. Лыжи, настольный хоккей. Словения находится в 50 километрах от Австрии, так нам разрешали туда за подарками ездить. Мы, конечно, и в Деда Мороза верили.
— До скольких лет?
— Не помню. Нужно мою маму спросить (улыбается).
— А дети ваши верят в Деда Мороза?
— Сын верит. Младшая дочка верила очень долго.
— Верила на фоне традиционных подарков под елкой?
— Да. Есть такая традиция — помимо подарков ставить под елку молоко и кексы для Деда Мороза.
— В каких странах удавалось встретить Новый год? Что-то, может, запомнилось больше всего?
— Во многих странах удалось встречать, но везде примерно одинаково отмечали дома.
— Что самое необычное попросили дети на Новый год?
— Не помню уже, думаю, было что-то. По традиции дети пишут свои желания в письме Деду Морозу.
— Все выполняете?
— Мы стараемся (улыбается).
— С командой планируете отпраздновать Новый год?
— Тренировкой (улыбается).
Зачем заставлять жену готовить?
— Поменялись ли взгляды на жизнь после окончания карьеры?
— Полностью поменялись. Началась совершенно новая жизнь! Когда играешь, ты звезда. О тебе все заботятся, говорят, думают, а когда заканчиваешь карьеру, забывают. Нужно приспосабливаться к новой жизни и бороться.
— Вы демократичный тренер или авторитарный?
— Нужно спросить у игроков. Я стараюсь быть честным с ребятами. Считаю, что время тренеров-диктаторов прошло. Стараюсь быть демократичным, но игроки должны знать границы поведения. При этом уметь решать проблемы в общении.
— Бывает, что деспотичный тренер в жизни добрый и мягкий человек?
— Когда я был игроком, люди замечали эти различия. Когда я выходил на площадку, говорили: «Ты готов за победу убить». А вне площадки я такой семейный, вежливый, мягкий человек, и, думаю, сейчас я такой тренер. Но меня не надо спрашивать об этом. Я на площадке жесткий, думаю о победе, об игре. Вне площадки — абсолютно другой.
— Готовить любите?
— Нет.
— Любите, когда кушать подают?
— Люблю выходить покушать. Это сейчас недорого, почему я должен просить жену целый час готовить? Потом быстро это съедим, и еще посуду мыть. (Улыбается.)
— У вас день рождения 13 декабря. Для вас это число что-то значит?
— Для меня оно счастливое. Число 13 всегда мне приносит удачу. В течение карьеры играл под этим номером, хотя в России и в других странах 13 считается несчастливым числом.
— Гороскопы почитываете?
— Нет. Не верю я этому, не читаю гороскопы.
— Но ведь иногда они сбываются…
— Знаю только, что я Стрелец (смеется).