• Главный тренер СКА Барри Смит: Переводчика скоро уволю

    22.04.07 16:00

    После тренировки наставник армейцев вышел к корреспонденту «Спорта» в футболке и коротких шортах. Возле хоккейной коробки было не жарко, и первое, что пришло в голову, оказалось на языке: «Вы не замерзнете?» Американец в ответ лишь махнул рукой, дескать, ничего страшного. Куда больше его интересовал мой головной убор – привезенная знакомым из Вашингтона кепка с надписью «Овечкин N 8». «Вы персональная поклонница Александра?» – спросил Смит, и разговор невольно зашел о предстоящем чемпионате мира, где новый тренер СКА будет работать в тренерском штабе сборной США.

    Ветеранам дам время

    – Какую силу представляет, на ваш взгляд, сборная России?
    – Русская команда может стать очень сильным соперником. Многое будет зависеть от вратаря.

    – Александра Семина за опоздание отлучили от сборной. Вы бы тоже так поступили?
    – Все тренеры разные люди, у каждого свои правила. Плюс ко всему разный менталитет. Поэтому мне сложно прокомментировать эту ситуацию.

    – Ваши тренировки очень интенсивные, несмотря на то что игроки скоро разъедутся по отпускам. Вы хотите отпустить хоккеистов на отдых более «закаленными»?
    – Нет, просто у меня такая система тренировок.

    – Ветераны команды темп выдерживают?
    – Иногда им бывает непросто. Нужно время, чтобы адаптироваться к таким нагрузкам. Мы никогда не тренируемся по полтора часа. Мои тренировки короткие, но очень интенсивные.

    – Правда, что вы обещали вскоре начать говорить с хоккеистами на русском языке?
    – Нет, думаю помощь переводчика мне еще понадобится.

    – Когда вы его уволите?
    – Как только мне выдадут рус­ско-английский словарик (смеется). Вообще же, я говорю на шведском, норвежском и английском.

    – Говорят, вы дружите с Игорем Ларионовым?
    – Да, мы общаемся довольно часто.

    Люблю советоваться

    – Вы сказали, что вашим советчиком в СКА будет великий Скотти Боу­мэн. В чем будет заключаться его помощь?
    – Мы говорили с ним об этом еще в Америке. Он приезжает в Россию 6 мая и пробудет в Москве до 13-го. У нас будет возможность поговорить на тему СКА. Тогда же определятся сроки, когда он нам сможет помочь. С его ролью мы тоже определимся чуть позже.

    – Что касается Леонова и Макарова, что с ними будет? Вы оставите их своими помощниками?
    – Это тоже вопрос времени. Мне нужно понять, кому какую отвести роль. Понять, что лучше всего для них и что лучше для команды (в пятницу Юрий Леонов, Сергей Макаров и Олег Браташ были официально утверждены помощниками Смита в будущем сезоне. – «Спорт»).

    – Будете просматривать на чемпионате мира игроков сборной России с прицелом на СКА?
    – Хороших игроков мы возьмем откуда угодно! Впрочем, кого приглашать в команду, а кого – нет, решаю не я один.

    – Насколько широки ваши полномочия в этом вопросе?
    – Такой уж я человек – всегда готов спросить совета у других людей. Чтобы набрать хорошую команду, нужно много звонить, узнавать…

    – Приклеивать скотчем имена на шлемы армейских хоккеистов ваше ноу-хау?
    – Мне просто так легче знакомиться с игроками. Чтобы сразу называть их по имени.

    – Кого-то уже запомнили?
    – Могу практически каждого игрока из «красной» команды вспомнить по имени. Вот только молодежь пока не запомнил – они у меня сегодня первый раз тренировались.

    Мы играем не на потолке

    – Вы пригласили на тренировки Максима Кузнецова, с которым работали в «Детройте»…
    – Во время своих выступлений за «Красные крылья» Максим был очень близок к тому, чтобы стать игроком основного состава. Готов работать с ним много и даже более того.

    – Каков его потенциал?
    – Если он будет играть «головой», то сможет попадать туда, куда нужно, раньше, чем там окажется шайба. Его отличает очень хорошая работа клюшкой, он хорошо отдает пас… Так что посмотрим.

    – В «Финиксе» вам довелось поработать с Энвером Лисиным, у которого не получилось закрепиться в «основе» команды. Не планируете пригласить его в СКА?
    – Прекрасно помню этого молодого игрока, но разговора о том, чтобы он перешел в СКА, не было. Вообще, он обладает хорошей скоростью, но без шайбы теряется, ему трудно играть в защите. К тому же Лисин был слишком молод, ему надо было еще поиграть в российской суперлиге.

    – Как вам Питер?
    – Очень красивый город и очень оживленный. Мне довелось прогуляться по Невскому, видел Эрмитаж, но внутрь не заходил. Пока не могу выделить какое-то особое место в Петербурге.

    – Площадку, где обычно тренируются армейцы, суперсовременной никак не назовешь…
    – Мы же играем на льду, не на потолке. А лед и освещение в «Юбилейном» хорошие.

    Нападающий СКА Андрей Николишин: «Этот американец – очень приятный дядька»

    Закидывая на плечо баул с формой, нападающий Андрей Николишин произнес:

    «Ну вот и все, прощайте».

    В пятницу после итогового собрания команды он покидал базу питерского СКА, похоже, уже навсегда. Проведя добрую часть карьеры в НХЛ, отменно владея английским, он оказался не нужен новому тренеру. После одной из последних тренировок армейцев Николишин поделился своими впечатлениями о тренировках Смита.

    – В чем особенность его тренировок?
    – Говорить о том, что они уникальны, не стоит. Все уже давно придумано. Занятия очень похожи на те, что мне доводилось видеть в НХЛ. Весь смысл тренировки в быстром перемещении шайбы: как можно меньше держать ее, быстрее отдавать пас. Плюс постоянное движение по площадке и броски по воротам со всевозможных позиций, как с удобной, так и с неудобной руки. В российском хоккее все же больше статики, у нас любят держать шайбу. Вообще, сами тренировки интересные: динамичные, разнообразные. Видно, что некоторые ребята уже «задохнулись» немного. Но на финише сезона это нормально. К тому же такого темпа никто не ожидал.

    – Как вам сам Смит?
    – Очень коммуникабельный, приятный дядька. Типичный энхаэловский тренер: приезжает раньше всех на тренировки, сам пробежится… Это у нас приезжают за сорок минут до тренировки. А у них в это время работа уже кипит. Заметил, что своим поведением Смит заразил и ребят, и тренеров. Они тоже выходят на лед заряженными на работу, а не просто стоят, опершись о бортик. Если говорить о человеческих качествах канадца, то Барри – очень доброжелательный, энергичный, открытый. Он не будет интриговать, что обычно свойственно нашим тренерам. Лично мне такие качества импонируют. Берется за любую работу, готов чуть ли не ковролин в раздевалке укладывать. Если нужно, возьмет баул игрока и донесет его до автобуса. У нас тренеры даже шайбы никогда не собирают. А Смит при мне сам взял и передвинул ворота. Могу только порадоваться, что такой человек будет работать в российской суперлиге.

    – Ему легко удается донести до ребят смысл задания?
    – Во-первых, сам Смит очень общительный человек, во-вторых, есть переводчик, а в-третьих, Юрий Леонов владеет английским. 

    – Вы со Смитом, наверное, быстро нашли общий язык?
    – Так, поговорили о том о сем. Он спрашивал мое мнение о некоторых игроках. Разговаривали в основном о работе.

    – Он вам контракт не предложил?
    – Все вопросы относительно контрактов должно решать руководство клуба. Так принято во всем мире. Тренер может только составить протекцию тому или иному игроку.

    – Наклейки с именами на шлемах хоккеистов вас не удивили?
    – Знаете, мне эта идея очень понравилась. В этом чувствуется уважение к игрокам. Он не будет кричать через всю площадку: «Эй ты, праворукий, иди сюда!» Смит будет сразу называть человека по имени. Может, со стороны это выглядит немного смешно, но каждому игроку понятно, что это проявление уважения. Не знаю, когда у нас уже придут к такому отношению к спортсменам. Боюсь, Смиту в одиночку сломать традиции будет непросто.

    Защитник СКА Максим Кузнецов: «Русский мат в НХЛ знают многие»

    Если у тренера СКА Барри Смита вся пятерня в перстнях обладателя Кубка Стэнли, то у защитника армейской команды Максима Кузнецова такое украшение только одно.

    – Из «фарма» на тренировку «основы» вас вызвал лично Смит?
    – Нет. Даже не знаю, чья это была идея. Мне просто сказали прийти на тренировку. Не скрою, очень обрадовался этому известию.

    – Вам довелось поработать с Барри в «Детройте». Поделитесь впечатлениями о нем…
    – Нормальный человек, амбициозный – ужасно не любит проигрывать. Любит возиться с молодыми ребятами. Иногда даже оставался с ними работать после тренировки.

    – Как вы встретились в Петербурге?
    – Он поздоровался, тут же пошутил. Правда, не помню, что сказал, но точно насчет хоккея.

    – О вашем будущем в команде речь шла?
    – Пока мы только поздоровались и все.

    – Как вам первые тренировки?
    – Тренировки проходят в высоком темпе. Думаю, американец будет большое внимание уделять единоборствам. Перед сезоном занятия станут еще более насыщенными. А вообще, мне очень интересно работать.

    – Шанс остаться в команде  у вас есть?
    – Шанс есть всегда. Понятно, что мне хотелось бы остаться. 

    – Смит действительно заявил, что вскоре начнет говорить с вами на одном языке?
    – Думаю, у него получится, во всяком случае какие-то фразы точно заучит. Мат в расчет не беру, в Америке все, кто с русскими работал, ругаться умеют (смеется).

    В тему

    Заграница нам поможет

    Иностранные тренеры всегда вызывают повышенный интерес окружающих. Работа Барри Смита в СКА любопытна вдвойне, ведь он, словно фокусник, должен превратить питерский клуб из хронического неудачника в команду победителей. Нынешняя открытость СКА не может не радовать: журналисты имеют возможность наблюдать за тренировочным процессом и делать выводы, да и в трансферных слухах недостатка нет. Смита за океаном считают очень сильным теоретиком, но и отечественная тренерская школа всегда славилась чуть ли не научным подходом. Немного непонятно, как американский специалист собирается имплантировать свои теории в российскую действительность – ведь он с ней практически незнаком. Не может же формула работать сама по себе, хоккей, в конце концов, не математика, где достаточно произвести правильные действия, чтобы получить искомый результат.

    Пока новый наставник знакомится с теми игроками, которые есть в наличии, руководство клуба ищет пути усиления состава и сохранения исполнителей, хорошо зарекомендовавших себя в прошлом сезоне. Функции Смита в этом процессе до конца не ясны: вряд ли он настолько был осведомлен о делах суперлиги, что инициировал приглашение омичей Дмитрия Рябыкина и Константина Горовикова. Если он и видел игры российского чемпионата, то только финальную серию плей-офф. Может быть, ему и приглянулся кто-то из состава двух наших лучших клубов, да только как их заполучить? Все-таки построение команды начинается с комплектования, а Смиту, похоже, придется иметь дело с теми исполнителями, которых подберет руководство или посоветуют помощники. Чем же тогда состав будет отличаться от прошлогоднего? Судя по словам армейского рулевого, его взоры устремлены за океан. Например, уговорить Олега Твердовского, весь прошлый сезон просидевшего в запасе «Лос-Анджелеса», СКА вполне по силам. Играет в фарм-клубе «Рейнджерс» Дарюс Каспарайтис (вернее, не играет, но не в этом дело). Можно напрячь память и вспомнить столько не попадающих в «основу» энхаэловских клубов неплохих в прошлом исполнителей, что хватит на несколько команд, да и россиянами ограничиваться необязательно – только все это будут ветераны. Или, наоборот, молодежь, не проходящая в НХЛ не уже, а еще.

    Плюс таких приобретений в том, что Смит будет получать о потенциальных новичках объективную информацию, а не выгодную агентам. А минус – сомнительная ценность такого «товара». Однако стратегически новый тренер армейцев находится в более выгодном положении, чем его предшественники. Сейчас он может просмотреть имеющихся игроков и тех, кого пригласят до отпусков. Из них вполне можно сформировать костяк состава, а ближе к осени найти недостающих исполнителей, подходящих под схемы Смита.

    Так что шансов на успех в Петербурге у американца немало. Пожелаем же ему удачи!


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»