Возможно, многие уже стали забывать о том, что наставник рижан, постоянно пекущийся о проблемах сборной Латвии, на самом деле словак, а не латыш. В интервью «Спорту» Юлиус признался, что просто любит работать с молодыми амбициозными хоккеистами и хочет передать им свой опыт.
— Вы лично верите в проект КХЛ? В то, что он сможет сравняться по уровню хоккея и обстановки вокруг хоккея с НХЛ?
— Я думаю, что это очень хорошая идея. Но за один год сложно добиться всего. КХЛ идет правильной дорогой. Шаг за шагом лига будет повышать уровень хоккея. Причем не только за счет привлечения иностранцев и хоккеистов, завершивших выступления в НХЛ. Уже сейчас видно, насколько прибавили команды. Сомнений в том, что тут лучшая лига в Европе, нет. Но сравнения с НХЛ неуместны — все же там история и экономический потенциал огромны.
— Но на самом правильном пути, думается, находится Рига, которая без особого финансового потенциала превращается во вторую Канаду. Хоккей тут просто обожают!
— Удивительно, что люди в Латвии так любят хоккей. За «Динамо» болеют всегда — выиграли мы или проиграли. Поразительная атмосфера! Тут просто невозможно не выкладываться по полной. И это, конечно, принесет большую пользу латвийскому хоккею. Я считаю, что за два-три года сборная Латвии должна выйти на значительно более высокий уровень. Мы даем шанс не только хоккеистам сборной, мы не забываем о молодых. Ведь это будущее главной команды страны.
— Почему, на ваш взгляд, у России не получается так заинтересовать людей хоккеем? Ведь у нас и клубов больше, и два последних чемпионата мира сборная выиграла.
— Все зависит от менталитета людей. В Латвии люди поразительные! Они не идут в отпуск, чтобы сэкономить денег и поехать поболеть за сборную на чемпионат мира. Едут на машинах, на поезде и даже пешком, наверное, дойдут. Здесь за последний год построили 17 катков. Здесь больше 300 команд ветеранов, играющих в своей лиге. Тут можно в три часа ночи матч посмотреть. Откройте любую машину, а там что? Клюшка и спортивная форма! В России есть районы, где так же любят хоккей. Но в целом, видимо, там другие проблемы, другие вещи интересуют людей. Мне тяжело сказать, что у вас не так. Надеюсь, вы все же идете верной дорогой, ведь в России много прекрасных игроков. К тому же вам удалось сохранить систему воспитания хоккеистов.
— Известно, что рижское «Динамо» — не самый богатый клуб КХЛ. За счет чего вам удается удерживать своих лидеров?
— Просто приглашаемые нами легионеры должны быть высокого уровня. Тут очень важно качество информации, основываясь на которой мы принимаем решение. А потом важна определенная работа с этими игроками, чтобы они поняли: тут не просто профессиональный подход клуба к своим хоккеистам, но и совсем другое отношение болельщиков к клубу. Это определенная философия, помогающая им чувствовать себя большими профессионалами. Признаюсь: 20-30 процентов успеха заключается в том, что благодаря такому подходу игрок скоро становится патриотом «Динамо». И выкладывается полностью, и не хочет уезжать.
— А тот факт, что «Динамо» — единственная европейская команда в КХЛ, влияет?
— Нет. Я думаю, что команды действительно с особым чувством приезжают в Ригу, потому что тут атмосфера на хоккее особенная. И даже противник наслаждается игрой в такой обстановке. Да, географически мы в Европе, но это вряд ли на что-то влияет. Зато доказывает: и в других странах может быть КХЛ. Я не сомневаюсь, что через два-три года клубы из Финляндии или, может, Словакии появятся в КХЛ. В Чехии такие планы уже были.
— Марсель Хосса считает, что финансово словацкие клубы КХЛ не потянут.
— Я бы так не сказал. Знаете, потенциал у многих государств велик. Другое дело, что государство должно не деньги вкладывать, а создать условия для тех, кто вкладывает, чтобы им это было выгодно.
— Обратила внимание, что во время тренировок вы лично показываете игрокам, как бросать, как откатываться назад… Некоторые российские тренеры жалуются, что из школ игроки выходят очень «сырыми» и их приходится переучивать. У вас та же проблема?
— Скажу так: пусть будут счастливы тем, что умеют российские игроки! Не хочу унижать латвийскую школу хоккея, но если бы ваши тренеры приехали сюда, они бы поняли, какие бывают огрехи в технике молодых хоккеистов. Очень многому приходится учить, а иногда вообще всему. В этом плане мы должны постоянно делать мастер-классы, каждый день что-то подсказывать. Но не стоит говорить хоккеисту, что он ничего не умеет. Надо учить, ведь мы же педагоги.
— Учитывая, сколько вы делаете для сборной Латвии, многие уже считают вас латышом. У вас вся эта работа в контракте прописана?
— Я сам удивляюсь, почему так. Но очень люблю работать с молодыми. С теми, у кого цели и мечты высокие. Смотрю, как они стараются, как хотят добиться многого в жизни. А где это реализовать? Конечно, в сборной! У меня в контракте нет пункта о том, что я должен готовить игроков сборной. Но я очень хочу передать свой опыт хоккеистам, которые через 10–15 лет скажут мне: классно, что мы вместе поработали.
— Возможен такой вариант, что после завершения контракта с «Динамо» вы останетесь жить в Латвии?
— Нет. У меня семья — дочь и сын, любимые внуки. Я живу в прекрасном городе Попраде, там горы высокие. Перепады от 700 метров до 2000 над уровнем моря! Это удивительное место. Я там родился и буду там жить. Всякое, конечно, бывает. Работа есть везде. Посмотрим, как все обернется.
— Многие считают, что на последних чемпионатах мира сборная Канады была слабее, чем та, которая выступит на Олимпиаде.
— Само собой. Но на Олимпиаде у всех будут команды намного сильнее выступавших на чемпионате мира. Я считаю, что шесть — восемь сборных будут претендовать на золото. У той же России огромный потенциал в любой линии. Вы можете собрать две олимпийские сборные! Вопрос только в спортивной форме хоккеистов, их здоровье, а также в фортуне.
— На прошлой Олимпиаде все ждали финала Россия — Канада, а в итоге за золото играли шведы с финнами.
— Да, тут что-то предсказывать сложно. Всегда случаются нежелательные сюрпризы. Мы ведь тоже немножко болеем за Россию.