Евгений Попихин, возглавив подмосковный «Химик», принял эстафету у Петра Воробьева. Сможет ли специалист, никогда самостоятельно не работавший с командами суперлиги, сделать то, что не удалось именитому коллеге? А почему бы и нет, ведь за плечами Попихина пятнадцать лет работы в чемпионате Швейцарии.
– Почему вы решили вернуться в Россию? Насколько мне известно, в Швейцарии ваши дела шли неплохо...
– Давно мечтал тренировать клуб суперлиги, да и получить работу в сильном клубе Швейцарии оказалось непросто. В богатых командах работают в основном канадские специалисты.
– Кто конкретно пригласил вас в «Химик»?
– Встречался с руководством Московской области. Между нами был серьезный разговор. Меня сразу честно предупредили, что я не единственный кандидат. Назывались еще фамилии Сикоры, Новикова… Но спустя несколько дней после того, как состоялся наш разговор, раздался звонок из «Химика». Мне сообщили, что я утвержден на должность главного тренера.
– Вас не испугало, что такому маститому специалисту, как Воробьев, в подмосковной команде не удалось проработать и одного сезона?
– Если изначально боишься быть уволенным, не уверен в своих силах, то не стоит и браться за дело. Жить и бояться потерять работу значит перестать получать от нее удовольствие.
– С Воробьевым обсуждали команду?
– Отношусь к Петру Ильичу с огромным уважением, но разговора о команде между нами не было. Да и зачем? После каждого сезона состав команд суперлиги сильно меняется.
– Кому из игроков нынешнего «Химика» будет предложено продлить контракты?
– Не хотел бы называть конкретные фамилии. Понятно, что мы будем бороться за таких ребят, как Счастливый, Мозякин, Лещев…
– Что-то удивило после возвращения из-за границы?
– Поразила материальная база клубов. Помнится, когда уезжал в Европу, мы обмотку экономили (улыбается). Сегодня практически везде игрокам создали очень комфортные условия работы. Многое изменилось, в том числе и отношения между тренером и игроком. Раньше наставник команды был «царь и бог». Теперь приходится искать индивидуальный подход к каждому.
– То есть ругаться бесполезно, за промашки нужно наказывать рублем?
– Дисциплина, как известно, бьет класс. Достигать ее можно разными путями. Если уговоры не помогают, можно и рублем наказать. Так принято во всем мире. В Европе игроки тоже могут «загулять». Правда, в моей практике вопиющих случаев не было. Да и за время работы в «Локомотиве» ни разу не почувствовал в раздевалке даже запаха спиртного. Это меня приятно удивило. Теперь все умеют считать деньги, так что нарушать режим невыгодно.
– Как вы начинали свою карьеру в Швейцарии?
– Начинал работать с самыми маленькими – пятилетними ребятишками. У меня не было никакой поддержки. Приходилось биться в одиночку. Выдерживать конкуренцию было непросто, зато характер закалялся.
– Вам пытались ставить палки в колеса?
– А как же, конечно. Допустим, во «Фрибурге», после того как команда хорошо выступила, у меня тут же сманили несколько ведущих игроков. Пришлось вновь «поднимать» молодых. В работе с иностранцами очень важна психология. Если ты твердолобый человек, не умеешь профессионально настраивать, убеждать и поддерживать игроков, тебе будет трудно сработаться с командой. Попадались и ленивые хоккеисты, которые не хотели играть за команду. Хотя канадцев из «Фрибурга» вспоминаю добрым словом. Помню, принял клуб, когда он находился на последнем месте в турнирной таблице. В итоге, несмотря на то что бюджет нашей команды был самым маленьким (около 6 млн франков. – «Спорт»), мы попали в финал.
– Опыт работы в «молодежке» пригодится?
– Хочу сказать одно: работа в молодежной сборной дала мне очень многое. Познакомился с молодыми игроками, завоевал медали чемпионата мира. В нас ведь никто не верил поначалу. Не так все было красочно и на старте турнира. Но в итоге, думаю, мы сыграли достойно.
– Почему в финале мы опять уступили канадцам?
– Недавно был в Канаде. Организация хоккея там очень сильная – много перспективных игроков. Взять хотя бы 1987 год рождения. Если канадцы могли выбирать из 350 человек, то мы из 60.
– Где сейчас ваша семья?
– Дочка учится во Фрибурге на первом курсе университета. Супруга катается то туда, то сюда. Сын со мной в Ярославле – играет во второй команде.
– В «Химик» его заберете?
– Только если будет отвечать уровню команды. Если нет, то и речи быть не может. Вообще, сейчас больше думаю о том, как создать в Подмосковье боеспособную команду. Начинается жаркая пора, когда как поработаешь, так и поешь (улыбается).