«Ну что, мы будем сегодня работать или чаю попьем?» — Славолюб Муслин встречает у входа в «Корнелию Даймонд» своей фирменной грустной улыбкой. Сегодня за окном дождь, все стараются закончить тренировки пораньше. Вот и «Краснодар», выполнив в скором темпе необходимый объем работы, вернулся в отель. Туда, где тепло, светло и… журналисты.
Сладкие заботы
— Славолюб, разбушевавшаяся с утра непогода не пугает?
— Нет, настроение по-прежнему прекрасное. Много работы, сейчас необходимо сыграть как можно больше контрольных матчей, чтобы уже в деле адаптировать новичков. Нужна тактическая работа с составом.
— В прошлую нашу встречу «Краснодар» только-только шагнул в премьер-лигу, и вы говорили, что сейчас начнутся «сладкие заботы по поиску новичков». Справляетесь с ними?
— Это трудноисполнимая задача, но думаю, что мы значительно усилили команду. К нам присоединились хорошие, качественные футболисты. Думаю, будут еще новички: ищем игроков с российским паспортом. Но даже при том составе, что есть сейчас, нужно не терять времени и работать над игровыми связями и взаимопониманием на поле.
— «Краснодар» — команда-загадка и клуб-загадка. Дайте короткую характеристику своему месту работы.
— У нас очень молодой клуб, но при этом хорошие амбиции. В «Краснодаре» профессиональный подход к футболу, есть все условия для успешной работы. Не могу не отметить и нашего президента, который очень серьезно подходит к решению всех вопросов клуба. Здесь все работают — и футболисты, и каждый из персонала. И у всех только одна цель — сделать так, чтобы у нового клуба было большое будущее. Они любят «Краснодар», и это для меня самое главное.
— Кстати, с соседями вашими географическими, «Кубанью», как собираетесь делить болельщиков?
— У нас молодой клуб, нам всего-то три года, поэтому болельщиков у «Краснодара» не так много, как у той же «Кубани». Но думаю, что скоро мы в этом плане будем прогрессировать. Работа ведется. Наш президент строит новый стадион для команды. И у меня, и у игроков тоже есть задача сделать такую команду, футбол в исполнении которой нравился бы большому числу людей. Конечно, по отношению к провинциальным клубам всегда говорят не без оснований, что для них самое главное на поле — результат. Но мое личное мнение: игра имеет не меньшее значение. Это спектакль. И когда вы приходите в театр и видите вместо интересного представления нудную пьеску, то если не уйдете тут же, то уж точно второй раз театр не посетите. Так что именно для молодых клубов и команд очень важно, чтобы зритель, один раз пришедший на стадион, захотел стать болельщиком. Это совершенно не исключает игры на результат. Мало того, я постоянно держу в голове эту дилемму, которую предстоит решить: главное, в первый, трудный для новичков год в премьер-лиге надо сохранить прописку, но при этом очень хочется, чтобы люди на трибунах не зевали, глядя на поле. Будет тяжело, я знаю.
— На всякий случай спрашиваю: вы знакомы с Даном Петреску?
— Нет, пока не знакомились, но я, конечно, знаю, кто это (улыбается). Мое мнение: мы должны быть в нормальных отношениях друг с другом — и тренеры, и болельщики, и игроки. Вот когда будем играть дерби — тогда, конечно, война и революция. Но только в этот самый момент. В футболе, тем более для клубов из одного города, война друг с другом — далеко не позитивный момент.
— Из тех тренеров, которых вы застали в российской премьер-лиге, кажется, только Курбан Бердыев остался недвижим, как памятник.
— А Красножан? А вот сейчас в ЦСКА молодой специалист, он был раньше в «Москве»? А Божович, который сейчас в «Динамо»? Рахимов тоже остался...
— Видите, «выжили» единицы. Знаете рецепт?
— Не знаю. Думаю, что очень важна сама твоя работа: если руководство видит, что все нормально и стабильно и задача выполнена, то, наверное, не поднимется рука убирать. Но, конечно, очень часто случается и обратное. В той же Англии руководители клубов очень футбольные, и они понимают, что вполне возможна ситуация, когда при хорошем тренере и прекрасных игроках результат все-таки не приходит: даже самому крепкому дереву нужно время, чтобы вырасти. Но бывает, что не ждут. Могу сказать, что в этом плане «Краснодару» повезло: президент клуба — фанат футбола, и он понимает, что хорошую, стабильную команду невозможно создать за два, три и даже шесть месяцев. В России, да и везде, на это нужно время и терпение. В клубах, где тренеры работали длительные отрезки — как Газзаев в ЦСКА, Семин в «Локомотиве», Романцев в «Спартаке», — все получалось. Это примеры, которым надо следовать.
Везите мне Хави!
— Извините, Славолюб, за отступление: никак не могу отделаться от мысли, насколько же вы похожи с Лучано Спаллетти.
— (Смеется.) Это мне каждый второй человек говорит — и здесь в отеле, и среди футбольных людей. Я отшучиваюсь: может быть, если так похожи, то и результаты будут похожими.
— А кто сейчас лучший тренер мира, на ваш взгляд?
— Гвардиола лучший. Я болельщик «Барселоны». Впервые стал им, когда эту команду возглавил Кройфф. Я четко понимаю, что вся «Барселона» построена на голландской школе, и сам Гвардиола учился у Кройффа. Но при этом Хосеп все-таки самостоятельный специалист, прошедший все стадии подготовки — от детско-юношеской школы до большой команды. Думаю, что как раз в молодом наставнике «Барселоны» сейчас воплощено одно из самых главных тренерских качеств: умение воздержаться от соблазна сломать под себя что-то идеально созданное твоими предшественниками. Умение продолжить прогресс команды.
— А если представить себе, что вам для «Краснодара» можно выбрать любого игрока мира, кого бы взяли?
— Вот так и любого? (Улыбается.) Тогда давайте мне Хави!
— А почему не Месси?
— Месси — прекрасный футболист, нет разговоров. Лучший на планете. Но мне для «Краснодара» больше бы пригодился Хави. Он очень важный футболист в тактической схеме. Умный игрок, который способен плести нити игры. (Смеется.) Когда его к нам привезете?
Белек
Полную версию интервью Славолюба Муслина читайте в одном из ближайших номеров еженедельника «Спорт день за днем»