Из всех питерских хоккейных клубов на старте сезона болельщика радовал лишь выступающий в Высшей хоккейной лиге (ВХЛ) ХК ВМФ. Подопечные Юрия Леонова стартовали удачнее и кахаэловских, и эмхаэловских земляков. А уж если соотносить вложенные средства с результатом — тем более: СКА лихорадило очень долго, а «Серебряные львы» и СКА-1946 до сих пор плетутся в числе аутсайдеров первенства МХЛ. Впрочем, тучи, ходившие над «старшим братом», СКА, стали постепенно рассеваться. Зато не рассеялся успех «военморов», которые в этом сезоне впервые в своей истории вскочили (правда, ненадолго) на вторую строку Западной конференции. Сейчас «моряки» идут четвертыми, и это позволяет полагать, что прошлогодний плей-офф будет далеко не последним для клуба. А ведь перед началом чемпионата вокруг «военморов» кружили не самые радужные прогнозы. «Флот» покинули Александр Щербина, Артем Ворошило, Георгий Бердюков, перебравшиеся в клубы КХЛ. А эти ребята — особенно первые двое — на протяжении двух последних лет вместе с Вячеславом Солодухиным были главной ударной силой дружины Леонова. Впрочем, реакция Юрия Владимировича, главного тренера ВМФ, на вопрос о потерях была прямо противоположна какому-то сожалению.
Щербина в «Витязе» еще разыграется
— В сравнении с прошлым сезоном состав команды стал сильнее или слабее? — первый вопрос тренеру.
— Хорошая у нас команда, — улыбается Леонов и после паузы продолжает: — Не усилились, не ослабились. Да, летом ушли четверо — подписали контракты в КХЛ. Но им на смену пришли молодые и перспективные из СКА-1946, кто, как показали предсезонные турниры, способен играть на уровне ВХЛ.
— Щербина и Ворошило, решившие покинуть Петербург, как-то объяснили этот шаг?
— А зачем что-то объяснять? И так понятно: ребята поехали испытать себя, через работу пробиться на более высокий уровень — в КХЛ. Мы никого железными цепями к Малой арене «Юбилейного» не приковываем (улыбается). Есть предложение, подходящее хоккеисту, — только удачи! Это нормально: игроки хотят расти.
— На данный момент у Александра десять матчей за «Витязь» и две результативные передачи на счету, у Артема шестнадцать игр и ноль очков за «Сибирь». Дела не очень идут…
— Даже Москва, и та не сразу строилась. Нужны определенные навыки и адаптация. Ребята — молодые, должны войти в новый для них ритм, заслужить доверие тренера. А это все идет через труд. Трагедии в данной статистике не вижу. Идет стандартный процесс.
— То есть в СКА с нынешней политикой подбора игроков пробиться им было нереально…
— Если на данном этапе хотели бы их удержать — удержали бы. Без «добра» СКА их отъезд был бы невозможен.
У Бердюкова все нормально
— Но один бывший «моряк», защитник Бердюков, все же заиграл в этом сезоне — пусть и не на авансцене — за главную питерскую дружину. На данный момент чего, на ваш взгляд, не хватает Георгию, дабы находиться в «основе» СКА в каждом матче?
— У Жорки все нормально (улыбается). Он получает хорошее игровое время, выходит с классными партнерами. Для него это отличный опыт. Так что о «нехватке» чего-то говорить не приходится.
— Сейчас у ВМФ есть игроки, которые по окончании сезона или в его процессе могли бы повторить путь Бердюкова?
— Сложный вопрос… На мой взгляд, это Слава Солодухин, Антон Королев. Но у каждого тренера свое видение. Я вижу этих игроков в составе. Иной наставник, основываясь на своих аргументах, сделает ставку на других. Каждый «строитель» подбирает исполнителей под свои «чертежи». Кто-то и от хоккеиста, забрасывающего по сорок шайб за сезон, может отказаться, потому что тот, к примеру, не отрабатывает в обороне. Опять же у каждого своя политика. Но если будет заинтересованность в ребятах, повторюсь: с удовольствием отпустим. Для того мы их и готовим — для большого хоккея.
— В прошлом году ВМФ впервые в своей истории попал в плей-офф и сразу же вылетел. Почему?
— Начнем с того, что каждый матч плей-офф — это большая школа. Мысли типа «ладно, сегодня не пошло — завтра выиграем» в кубковых матчах недопустимы. Просто потому, что завтра игр может и не быть… «Ариада-Акпарс», на которую мы попали, — сильная команда. Клубы «Востока» в целом довольно мощные. Отношение к хоккею там, если хотите, более взрослое. Поэтому главным плюсом ВХЛ, вернее ее преобразованием, стало то, что с представителями Восточной конференции мы теперь будем играть и по ходу регулярного чемпионата (до этого «Запад» с «Востоком» пересекались лишь в плей-офф. — «Спорт»). Там иная школа хоккея. И опыт таких встреч крайне важен.
— А то, что матчи перестали быть сдвоенными, — плюс или минус?
— Безусловно, плюс. На одну встречу с конкретным соперником настроиться проще. От этого и в зрелищности нынешние матчи, и в азарте выигрывают — соперники не берегут козырей «на завтра», а пытаются показать все, на что способны, здесь и сейчас.
Хализов никогда не жаловался на сердце
— В связи с тем, что в прошлом сезоне ВМФ пробился в плей-офф, планка задач на сезон текущий повышена?
— Главное — вновь в плей-офф попасть. Дальше видно будет.
— О грустном. Как вы узнали о кончине Святослава Хализова?
— Его дочь позвонила…
— Он часто на сердце жаловался?
— В том-то и дело, что никогда. Мы же регулярно проходим медосмотр — все чисто было. А тут… раз — и нет человека… Для всех нас это стало шоком.
— Внутрикомандной договоренности посвятить сезон Святославу Игоревичу не возникло?
— У нас в раздевалке висит его игровая «сетка». Полагаю, этого достаточно. Главное, что он живет в наших сердцах… Надеюсь, в скором времени его свитер появится под сводами Ледового. Годами, проведенными на льду, Хализов доказал, что являлся одним из лучших воспитанников ленинградского хоккея. К сожалению, приходится говорить об этом в прошедшем времени…