(Фото: РИА «Новости»)
Виктор Гончаренко — домосед. Обосновался в 1994 году в Минске и никуда пока уезжать не хочет. Хотя его активно зовут в Россию и на Украину. Да и как не позвать человека, обыгравшего в Лиге чемпионов «Баварию»!
Сам наставник БАТЭ не прочь сменить обстановку, но ехать абы куда не желает. Хочет, как Лучано Спаллетти, поработать в «клубе с амбициями». Они, кстати, с итальянцем уже давно водят дружбу, в чем убедился корреспондент «Спорта день за днем» в Турции.
Этой зимой Белек приютил не только «Зенит», но и БАТЭ. Причем остановились команды в одном отеле. Естественно, я тут же разыскал Гончаренко.
35-летний специалист был не против, но интервью состоялось только со второй попытки. В первый день Гончаренко попросил подождать, пока они побеседуют со Спаллетти (Игорь Симутенков переводил). Наговорились только через полтора часа. Мучить Гончаренко своими вопросами тогда не решился. Зато на следующий день тренер БАТЭ не разговаривал так долго со Спаллетти, и мне удалось занять его внимание.
Как заменить солнце?
— В Москве ждут не дождутся, когда «Зенит» отдаст золото конкурентам. В Белоруссии еще не надоели постоянные победы БАТЭ?
— Журналистам всегда хочется конкуренции, а болельщики других клубов просто устают от наших побед. Им хочется чего-то нового. Всем хочется каких-то перемен, а нам с «Зенитом» наоборот — остаться на олимпе. Интересно, что каждый год с питерского клуба снимают три очка. В 2011-м — за незаявленного молодого игрока, прошлой осенью — за брошенную петарду. Но это, наверное, только делает «Зенит» сильнее. Заставляет играть еще агрессивнее и побеждать. Ну и не забывайте про Лигу чемпионов! Это что-то непередаваемое! Мы уже слабо представляем, как осенью не играть в этом турнире. В эту пору года в нашей стране почти нет солнца, на улице дождь, слякоть. И хоть в Лиге чемпионов есть какое-то солнце. Я имею в виду полотнище, которое выносят перед матчами.
— В Петербурге буквально боготворят «Зенит», а как в Борисове относятся к БАТЭ?
— Питер очень большой город, а имеет всего одну сильную команду. Сам бог велел за нее болеть! Я не скажу, что в Борисове боготворят БАТЭ. У нас есть пять тысяч людей, которые приходят на каждый матч. Они и есть наши искренние болельщики. Но у нас нет такого фанатизма, как в Питере, где все ходят с шарфами и узнают результаты матчей «Зенита».
— Сейчас БАТЭ строит собственный стадион. Сколько он будет вмещать?
— Чуть больше тринадцати тысяч. Обещают ввести в строй к июню или июлю, но мне почему-то кажется, что это случится осенью. Хотя я очень хочу ошибиться.
— Почему стадион такой маленький?
— Мы должны учитывать, что строим его не для чемпионата мира или первенства Европы. Если мы сейчас собираем на домашние матчи по пять тысяч, то не можем сразу построить стадион на 50 тысяч. У нас будет небольшая уютная арена, которую при желании еще можно расширить.
— БАТЭ уже столько всего выиграл в Белоруссии. Президент страны Александр Лукашенко, наверное, часто принимал вашу команду?
— (Улыбается.) Глава страны приезжал на закладку камня в строительство нашего стадиона. Вот и все. Да и за что принимать? За выход в Лигу чемпионов?! Лукашенко — спортивный человек. Думаю, он в курсе всех наших новостей. Но вот о приемах БАТЭ пока речи не было.
— Вам интересно играть в чемпионате Белоруссии?
— Если исходить из того, что мы много лет подряд являемся чемпионами, то можно предположить отсутствие конкуренции. Но ведь есть и другая сторона — БАТЭ выиграл много матчей с разницей в один мяч. Поверьте, мы практически не имеем проходных игр.
— Как вам прогрессировать как тренеру, если ваша команда выше всех на голову?
— Для меня это интересно тем, что для команды надо находить какие-то новые идеи. Например, менять модель игры, чтобы БАТЭ шел вперед. Я только что сказал про новый стадион. Уже принято решение о строительстве новой базы. Если клуб развивается, то это всегда интересно. Хотя, конечно, если поступит какое-то серьезное предложение, я его рассмотрю. Но пока мне комфортно дома. Я вообще только раз менял место жительства, когда в 1994 году переехал из Гомельской области в Минск. И больше никуда не уезжал.
Осенью звонили из России
— У вас есть желание поработать в России?
— Конечно, любой амбициозный тренер хочет попробовать себя на более высоком уровне. Деньги, конечно, важны, но в первую очередь клуб должен решать серьезные задачи. БАТЭ уже два года подряд играет в Лиге чемпионов (третий раз в истории), и я не пойду в команду ниже уровнем, даже если выиграю при этом в финансовом плане.
— Были конкретные предложения?
— Конечно были, но от кого именно — не скажу. Хотя бы из уважения к тем людям, которые мне звонили. Последний звонок был осенью. Почему отказался? Знаете, это очень отвлекает внимание. В тот момент я думал, как сыграть с серьезными соперниками в Лиге чемпионов — «Баварией» и «Валенсией».
— В 2010 году «Локомотив» назвал вас претендентом на пост главного тренера. Это была правда?
— Я услышал об этом, как и все, из прессы.
— Председатель правления БАТЭ Анатолий Капский в курсе, что вы можете уйти?
— Конечно. Естественно, чем больше я работаю, тем больше возрастает вероятность моего ухода. Но БАТЭ мой родной клуб, и я его покину только после совместного решения с Капским.
— Если вы все же приедете в Россию, готовы к тому, что местная пресса начнет вас клевать: «Вот взяли иностранца, а своим не доверяют».
— Клевать будут любого иностранца, но по крайней мере к россиянам я ближе любого тренера-варяга. Говорю по-русски, могу донести свои мысли до руководства клуба и многих футболистов. Все-таки легионеров в России меньше, чем своих игроков.
— Трудно удерживать игроков БАТЭ от переезда в более дорогой чемпионат России?
— Мы никого не удерживаем. Если предложение устраивает три стороны, оба клуба и самого игрока, то БАТЭ идет футболисту навстречу.
— Как вам удалось сохранить Александра Глеба? Писали, что он уже одной ногой в «Локомотиве».
— Писать можно все что угодно. Мы с Сашей договорились так: до Нового года обсуждаем все условия и ставим крайний срок переговоров. Саша сдержал слово. И в результате остался в БАТЭ.
— Почему в БАТЭ так мало легионеров? Это такая политика клуба или в чемпионат Белоруссии сложно затащить приличных иностранцев?
— Скорее это философия нашего клуба. Белорусские игроки у нас на виду. Когда мы приглашаем какого-то футболиста в БАТЭ, то знаем его уровень. Приглашение иностранца — уже более сложный процесс. Ему еще нужно вписаться в команду, привыкнуть ко всему, что его окружает. Причем адаптация может затянуться. У белорусских футболистах ее, как правило, нет.
— Вы можете взять игрока из любого белорусского клуба?
— Нельзя сказать, что мы забираем всех, кого хотим. У нас, кстати, все как у «Зенита». Когда начинаем кем-то интересоваться, сразу поднимается ажиотаж и растет цена на игрока. В результате были случаи, когда переходы срывались.
— Вы часто просите Капского купить игроков?
— Мы не совершаем массовых закупок. Каждый год БАТЭ делает два-три приобретения. Когда ты много лет выигрываешь чемпионат, играешь в Лиге чемпионов, существует опасность, что можешь успокоиться. Для этого и нужны новые футболисты, которые подстегнут старожилов команды. Это своего рода свежая кровь.
— «Зенит» купил Халка за 60 миллионов евро. Для БАТЭ какая предельная сумма трансфера?
— Если мы говорим о белорусских игроках, то у нас еще не было ни одного внутреннего трансфера выше 1 миллиона евро. Тот же Глеб — это не приобретение БАТЭ. Мы его подписали как свободного агента.
Лига Европы — это престижно
— Прошлой осенью БАТЭ прогремел в Европе. Сами поняли, как победили «Баварию» в Лиге чемпионов?
— Для победы над топ-клубом надо, чтобы сошлось много факторов. И минувшей осенью это случилось. Во-первых, БАТЭ находился в оптимальной форме. Во-вторых, сказался приход Глеба. Он умеет успокаивать партнеров и повести их за собой в нужный момент. Ну и третье — как бы мы ни хотели, должна присутствовать недооценка со стороны топ-клуба. Наверное, «Бавария» изначально думала, что добьется в Минске легкой победы. По ходу игры мы почувствовали, что у нас есть шанс выиграть. После забитого мяча еще больше сплотились, заиграли более агрессивно. А в перерыве матча поняли, что время от «Баварии» уходит, и вцепились в свой шанс.
— Игроки «Баварии» были сильно ошарашены поражением?
— Я бы не сказал, что они уехали с опущенными головами. Как и футболисты других команд, переоделись и отправились в самолет.
— Большие премиальные были за эту победу?
— У нас они были определены независимо от соперника. «Бавария», «Валенсия», «Лилль» — везде деньги одинаковые.
— Наутро проснулись героями Белоруссии?
— Ажиотаж был огромный! Запомнились бесконечные просьбы об интервью. Причем звонили не только из спортивных изданий. Очень было много запросов об интервью из-за рубежа. Ну и конечно, пришло огромное количество поздравительных эсэмэсок.
— Лукашенко поздравлял?
— Нет. А почему мы все время упираемся в президента страны? Это была отдельно взятая победа. Если бы мы в Лиге чемпионов вышли из группы, вот это было бы весомое достижение.
— Почему, кстати, «сдулись» на финише? Ведь начали здорово: «Лилль» на выезде обыграли, «Баварию» дома...
— По горячим следам мне было сложно ответить на этот вопрос. Сейчас я, кажется, понимаю, в чем была проблема. Уже не первый год мы снижаем уровень игры в ноябре. К концу сезона набегает очень много матчей (чемпионат страны, квалификация Лиги чемпионов, участие многочисленной группы наших футболистов в различных сборных). Мы уже видим, что чемпионство рядом. Попасть в Лигу чемпионов — это тоже здорово. Однако пропадает солнце, снижается температура, наваливается моральная усталость.
— Для БАТЭ Лига Европы — престижное соревнование или все-таки «турнир для неудачников»?
— Я бы не стал его так называть. Лига чемпионов не безразмерна и не может вместить в себя все сильные клубы. Понятно, что нужен еще один турнир, второй по ранжиру, где тоже есть приличные команды. Для нас выступать в нем престижно.
— Финал «Зенит» — БАТЭ — это утопия?
— БАТЭ не заглядывает так далеко вперед. Сейчас думаем только о «Фенербахче» (соперник БАТЭ в 1/16 финала. — «Спорт») и желаем удачи «Зениту».
Отправил Мистеру письмо
— Как думаете, покупка Халка когда-нибудь окупится? Что он должен сделать, чтобы «Зенит» смог продать его за 70 миллионов евро?
— Какая-то странная постановка вопроса. Почему, покупая игрока, надо сразу думать о том, как его продать?! Все-таки футболист приходит, чтобы помочь команде добиться каких-то целей. Если «Зенит» выиграет Лигу Европы или через год выйдет в 1/8 финала Лиги чемпионов, тогда покупка Халка может и окупиться. Хотя это все довольно условно. Мне, кстати, бразилец очень нравится. Индивидуально сильный игрок, который может решить судьбу матча.
— Вы добрые приятели со Спаллетти. С чего началось знакомство?
— В 2008 году БАТЭ играл в Лиге чемпионов. Перед гостевым матчем с «Ювентусом» мы поехали на сбор в Рим. Мне тогда нравилось, как играла «Рома» Спаллетти. Взяли и отправили email: «Можно ли поговорить с Мистером?» Через несколько дней приходит ответ: «Нет проблем, приезжайте». Первые впечатления? Подошел Мистер, поздоровался. Говорит: «Задавайте любые вопросы. Хотите прийти на тренировку — нет проблем». С тех пор мы и стали общаться. Правда, пересекаемся нечасто. Созваниваемся? Для этого нужен еще один человек, переводчик.
— Общаетесь как учитель с учеником или как двое коллег?
— Лучано старше меня, поработал в топ-чемпионате, поэтому мне очень интересно то, что он делает. Возможно, ему тоже интересно делиться со мной. Хотя и он задает мне вопросы.
— Спаллетти не приглашал вас вместе поработать?
— Поработать вместе? Нет! (Смеется.) У него свой тренерский штаб. Но я бы хотел постажироваться у Спаллетти.
Все должны играть в своих чемпионатах
— Белоруссия уже отсчитывает дни до появления лиги СНГ?
— Пока не вижу света в конце тоннеля. Еще нет определенности с участниками и с названием турнира. Непонятно, как будут распределяться места в еврокубках. К тому же такая сильная организация, как УЕФА, не может себе позволить турнира, аналогичного хоккейной НХЛ.
— Глава оргкомитета этого турнира Валерий Газзаев уже заявил, что играть будут только украинские и российские клубы. Вам не обидно, что не позвали БАТЭ?
— Почему мне должно быть обидно, если мы говорим о том, чего нет?! Хотя, конечно, мы могли бы участвовать в таком соревновании.
— «Селтик» и «Рейнджерс» просились в чемпионат Англии, но их не пустили. У БАТЭ нет желания заявиться в чемпионат России?
— Нет, все-таки у нас белорусская команда. Если подобия чемпионата СНГ или НХЛ у нас нет, значит, все должны играть в своих национальных чемпионатах.
— Если пофантазировать, за что бы БАТЭ боролся в российской премьер-лиге?
— Я не люблю такие разговоры. Они абсолютно неуместны. Мы можем сыграть товарищеские матчи с российскими клубами, но они не идут ни в какое сравнение с официальными играми чемпионата.
— У вас есть тренерская мечта, связанная с БАТЭ?
— На своем стадионе выйти из группы в Лиге чемпионов. А потом поставим новую цель.
— Или в Россию уедете?
— Но это ведь тоже новая цель.
Белек — Санкт-Петербург