Андрей Бельмач, в прошлом известный хоккейный агент, – сейчас генеральный менеджер волейбольных клубов «Искра» и «Заречье». Это единственный в России спортивный менеджер, который одновременно работает и с мужским, и с женским клубами. В интервью «Спорту» Бельмач рассказал, почему руководство клуба доверяет главному тренеру «Заречья» Зорану Гаичу.
– Андрей, объясните, пожалуйста, что такое спортивный менеджмент?
– Менеджер, если в двух словах, это организатор спортивного производства. Сегодняшний спорт – это сложный, многоплановый процесс, требующий скрупулезного и системного подхода. А генеральный менеджер – как механик, который собирает дорогую машину из качественных деталей.
– Но ведь раньше мы как-то обходились без него и даже Олимпиады выигрывали…
– Раньше спорт жил по другим законам. Работала система, где главным принципом была победа. В хоккее, например, за Аркадьевым, Чернышевым, Тарасовым, Бобровым и Тихоновым стояло государство. Это была система армии. Хоккеисты призывались, зарабатывали неплохие по тем меркам 200–500 рублей. Ездили в загранпоездки, имели льготы. А сегодня в спорт пришли большие деньги. Игроками нужно тонко и умно управлять.
– Вы начинали с работы хоккейным агентом, представляли интересы известных игроков – Свитова, Князева, Чистова. Почему переключились на волейбол?
–У нас нет системы развития хоккея. Его рынок очень медленно наполняется талантливыми игроками, все лучшие уезжают в НХЛ. А с волейболом я знаком давно. Когда еще занимался легкой атлетикой, в спортшколе учился вместе с волейболистами. А в 2005 году стал агентом Павла Абрамова. Постепенно стал входить в волейбольную среду. А потом заместитель губернатора Московской области Игорь Пархоменко предложил мне поработать в Одинцове. Меня давно интересовал спортивный менеджмент. Я очень благодарен не только Игорю Олеговичу, но и всему правительству Московской области. И, конечно, инвестиционной группе «Абсолют», которая тоже очень много делает для нас.
– Сергей Тараканов – генеральный менеджер баскетбольной сборной – для игроков как отец родной. А как вы строите свои отношения с игроками?
– Я скорее руководитель или партнер. Мы в одной упряжке, вместе делаем одно дело. Если они плохо сыграли, это я виноват. Наша задача сделать так, чтобы игрок не думал о быте, а максимально сосредоточился на своей работе. Для нас главное – игрок. Мы на нем делаем себе имя, результат и регалии.
– В новом сезоне «Искру» будет тренировать Зоран Гаич, с которым мужская сборная показала худший результат в истории отечественного волейбола (7-е место на чемпионате мира в 2006 году)…
– Мы верим в тренерский талант Гаича. А неудачное выступление я даже не беру в расчет. Послужной список любого тренера состоит из побед и поражений. Я разговаривал с Вербовым, Абрамовым, Кулешовым, Косаревым. Они отзываются о нем только положительно.
– Что вам импонирует в тренерском стиле сербского наставника?
– Дотошность в выполнении поставленной задачи. Это очень важное качество для тренера.
– В сборной есть игроки, которых раздражала именно эта его черта.
– Вы знаете, скольких тренеров прошел Илья Ковальчук? Тихонов был плохой, Крикунов и Билялетдинов тоже. А дело не в нем и не в них. А в том, что игрок – это деталь будущего механизма. Если ты видишь ее в конструкции своей машины, бери и строй. Нет – не надо вообще ее использовать.
– Расскажите, как адаптировалась в «Заречье» Любовь Соколова?
– Разве такая прима может не влиться в коллектив? Люба – великолепный игрок, отличный человек. Соколову было сложно пригласить в «Заречье» – над этим мы работали два с половиной месяца... Теперь, когда все детали механизма собраны, можно строить конструкцию под названием «Победа».