Руководитель «Петротреста» в беседе с корреспондентом «Спорта» рассказал о том, что представляет собой второй петербургский клуб, а также вспомнил времена, когда работал сотрудником службы безопасности ФК «Зенит».
Удивили поклонники Тимощука
— Юрий Алексеевич, расскажите сначала о должности офицера по безопасности в футбольном клубе. Это профессия относительно новая.
— Его обязанности зафиксированы в регламенте по проведению соревнований. Но имеется один нюанс. В одних клубах есть служба безопасности, в других — есть должность офицера по безопасности. Содержать службу или офицера, решает клуб. «Зенит» — команда европейского уровня. Там много насущных вопросов. В том числе и таких, как работа с болельщиками. Штат сотрудников в «Зените» достаточно большой. Поэтому ему нужна служба безопасности — без нее никак. Я, хоть и недолго работал в «Зените», могу сказать, что сотрудников этой сферы там подбирали действительно квалифицированные люди, штат был сильным. Служба делилась по направлениям: кто-то отвечал за основной состав, кто-то — за дублирующий, кто-то — за базу клуба в Удельном парке. Я отвечал за внутреннюю безопасность. Непосредственно в самом офисе.
— Когда именно вы работали в «Зените»?
— Всего два месяца — в марте и апреле 2007 года.
— Как тогда в клубе осуществлялась работа с болельщиками?
— По работе с болельщиками было определенное направление. За нее отдельно отвечал один из сотрудников службы безопасности. В «Зените», как известно, есть отдел по работе с болельщиками, который очень тесно взаимодействует со службой безопасности. Перед какими-то матчами, мероприятиями проходили встречи с болельщиками, с лидерами фанатских группировок, где присутствовали кто-то из отдела по работе с болельщиками и начальник службы безопасности. Оговаривались различные вопросы. То есть контакт с болельщиками там был налажен очень тесный. Тандем службы и отдела дает положительный результат. Если они работают вместе, четко и профессионально, то и результаты будут достигнуты соответствующие. Во всяком случае это лучше, чем когда в клубе работает лишь один офицер.
— Офицер по безопасности обязан сопровождать команду на выездных матчах?
— Насколько я знаю, это входит в обязанности. Не только офицер, но и начальник службы безопасности отправляется на выезд. Во всяком случае так было в «Зените». Что касается первого и второго дивизионов, то у ПФЛ были несколько другие требования. Говорилось о том, что это желательно. Но тут все зависит от бюджета клуба. В любом случае должен быть контакт между офицером по безопасности принимающей команды и офицером команды гостей.
— Почему так мало проработали в «Зените»?
— Когда я туда приходил, меня приглашал начальник службы Юрий Борунов. Однако через некоторое время произошла смена руководства: Борунов уволился, пришел новый начальник, который стал собирать новую команду.
— За столь короткий промежуток времени успели завязать с кем-то дружеские отношения?
— Они сохранились до сих пор. Иногда перезванивались. Особенно с сотрудниками службы безопасности, где остались люди, работавшие со мной. Когда работал офицером по безопасности в ФК «Динамо», поддерживали тесные отношения, они остаются таковыми до сих пор.
— Произошел с вами какой-нибудь интересный, забавный или экстремальный случай во время работы в «Зените»?
— Когда работал в клубе, в «Зенит» пришел Анатолий Тимощук. Так вот, постоянно возле базы в Удельном парке крутились болельщики с повязанными на шее сразу двумя шарфами — «Зенита» и «Шахтера». Столько украинской речи в одном месте я до этого, признаюсь, никогда не слышал.
— От работы в «Зените», судя по всему, у вас остались положительные впечатления?
— Да, вполне. Все шло очень даже хорошо.
Приглашаем тех, в ком уверены
— Как оказались на аналогичной должности в петербургском «Динамо»?
— Когда ушел из «Зенита», недели через две позвонил Юрий Борунов и сказал, что «Динамо» ищет нового офицера по безопасности. Из футбола уходить не хотелось, пришел к генеральному директору «Динамо» Владиславу Алексееву. Поговорили, сходили на прием к президенту Леониду Цапу, нашли общий язык, и я приступил к работе.
— Что представляет собой нынешняя инфраструктура ФК «Петротрест»?
— Она в целом проста, без каких-либо замысловатостей: президент, генеральный директор, административный персонал, куда входят исполнительный директор-начальник команды, помощник по безопасности, пресс-атташе, главный бухгалтер, юрист, административный помощник, врач, тренеры и игроки.
— Что можете сказать о взаимоотношениях с городскими властями и с «Зенитом» на данный момент?
— Они достаточно тесные. Часть бюджетных средств мы получаем от города через спорткомитет. Сейчас они будут потрачены на экипировку, проведение двух зарубежных сборов — ориентировочно в Турции и на Кипре. Также нам выделяются средства на аренду стадиона. Мы играем и тренируемся на малой арене «Петровского», в ДСИ «Зенит». Это все оплачивает город, за что мы очень благодарны его администрации. Ведь президенту клуба тяжело в одиночку нести финансовое бремя.
Что касается «Зенита», то мы сейчас налаживаем отношения с его руководством. У нас тренируются, а в прошлом году играли бывшие зенитовцы Никита Колесников и Егор Окороков. Ждем появления в «Петротресте» новых игроков, которые, может быть, не подойдут молодежному составу «Зенита». Думаю, сотрудничество налаживается, мы идем навстречу друг другу.
— Расскажите о трансферной политике клуба в текущее межсезонье.
— На данный момент у нас на просмотре более 20 футболистов. Все — питерские. Это наше кредо — приглашать воспитанников петербургского футбола. Буквально в ближайшие дни подпишем с новичками первые контракты. Если приходит иногородний футболист, то он должен быть на голову выше тех, кто здесь играет. Когда такой игрок приезжает на просмотр, приглашающий клуб оплачивает ему дорогу сюда и обратно. Даже если он не подходит команде. Поэтому будем приглашать новичков точечно — то есть таких, которые практически наверняка нам подойдут. Вызвали человека на просмотр — значит, процентов на восемьдесят он будет у нас в составе. Да, может случиться так, что не подойдет тренерскому штабу. Может быть, мы не договоримся по финансам. Хотя условия по меркам второго дивизиона у нас нормальные. Балласта в лице иногородних футболистов быть не должно.
— Каков бюджет «Петротреста»?
— На уровне ведущих клубов второго дивизиона. Достойно провести сезон и выполнить те задачи, которые мы поставим, он вполне позволит.
— Предстоящий сезон продлится полтора года. Бюджет определен на весь сезон или только на 2011 год?
— Думаю, мы его заложим сразу на полтора года.
— Цели перед клубом пока не озвучены?
— Все зависит от комплектования состава. С теми ребятами, которых мы подпишем в ближайшее время, можно решать большие задачи.
Частный или государственный?
— Уже два года подряд с футбольной карты России исчезают клубы — «Москва», Сатурн». Президент ЦСКА Евгений Гинер считает, что клубы должны быть частными, и приводит в пример Украину, где таковых подавляющее большинство. «Петротрест», кстати, тоже частный клуб. Каков выход из ситуации?
— Все зависит от того, в каком регионе играет клуб. Я не знаю всех тонкостей, но возьмем саранскую «Мордовию». Вот республика создала клуб. Он один на весь регион. Почему бы и нет? Власти его поддерживают, возможно, являются его учредителями или акционерами. И это здорово! А теперь возьмем такой город, как Петербург. Мне кажется, здесь должно быть несколько команд. Второй клуб может быть либо городской, либо частный. Есть ведь еще команды других видов спорта, и власти Питера не могут содержать пять клубов, как в Москве. Частные лица, бизнесмены тоже должны вкладываться.
Приведу такой пример. Когда мы были на подведении итогов сезона в Москве, я разговаривал с представителями «Кубани». Вспомнили, когда осенью сыграли с нами вничью — 0:0. «Динамо» показало тогда, считаю, лучшую свою игру в сезоне. Так вот, наставник краснодарцев Дан Петреску в разговоре с работниками клуба сказал: «Посмотрите, какой Петербург красивый город. Я поездил по миру, но красивее Питера ничего не видел. Да, есть Зенит. Но неужели не найти богатых людей, которые смогли бы создать там еще одну команду европейского уровня? Тем более база имеется. Есть на чем создавать». Поэтому, считаю, частные клубы имеют право на существование. Но если у республики есть возможность содержать команду, то почему бы ей не быть государственной?
— То есть клубы могут быть как частными, так и государственными?
— Да. Но при условии, что государство решило поднять клуб до каких-то высот. А не так, как происходит в некоторых регионах. Обещали один бюджет, что-то стали платить, потом прекратили это делать — и все. Вот как в «Балтике», например. Леонид Ткаченко и Андрей Кондаршов рассказывали об этом. Сейчас они собираются подавать заявление в КДК по поводу невыплаты заработной платы.
— Насколько высок уровень коррупции во втором дивизионе?
— В данном случае могу ответить только за наш клуб. Мы ни в какие коррумпированные игры не играем. Боремся только сами, рассчитывая на свои собственные силы и возможности, на уровень мастерства наших футболистов. А тему коррупции в других клубах я затрагивать не могу.
Молодых нужно «обкатывать»
— «Зенит» добивается больших успехов, но ставка в клубе делается на легионеров. Это правильный путь? Или нужно обращать внимание на собственных воспитанников?
— На собственные кадры, безусловно, нужно обращать внимание. Но все ведь зависит от политики клуба, от того, какие он ставит перед собой задачи. Если у «Зенита» есть цель стать клубом европейского уровня, то говорить о том, что в нем должны играть только питерские воспитанники, несерьезно. Там должны быть лучшие игроки, если для этого, конечно, есть финансовые возможности.
Но хочу сказать другое. «Зенит» — это «Зенит». Но почему бы для молодежи не создать второй клуб — такой, как «Петротрест»? Ну, допустим, не ставим мы сейчас задачи выхода в премьер-лигу. Почему бы у нас не обкатывать питерскую молодежь? И этом плане хотелось бы найти точки соприкосновения с «Зенитом». Есть же игроки, которые не попадают в основной состав. Так почему бы их не оставить в Питере? Вот отдали недавно Канунникова в «Томь». А почему не в «Петротрест»? Можно обговорить форму сотрудничества, продумать, как «вести» игроков. Неважно, где они «выстрелят» — во втором или в первом дивизионе. Да и дома ребята росли бы, это тоже важно.
— Начинание «Зенита» двухгодичной давности, когда был создан фарм-клуб «Смена-Зенит», было правильным?
— Да. Насколько я знаю, «Зенит» по-прежнему не потерял идею иметь вторую команду в городе, где обкатывалась бы молодежь. Было бы здорово, если бы мы пришли к общему знаменателю. Возвращаясь к политике «Зенита», повторюсь: все зависит от целей. Если клуб ставит задачу выиграть Лигу чемпионов, то с одними питерскими ребятами этого не сделаешь. Их надо к этому готовить. И делать это можно было бы в «Петротресте».
Неправильные акценты
— Золотая молодежь «Зенита»-2009 постепенно разбегается по другим клубам. Команда Анатолия Давыдова практически полностью поменялась, но тем не менее по итогам Кубка Содружества попала в четверку лучших, имея в составе уже футболистов 1993 года рождения. Получается, резервы в Питере неисчерпаемы?
— Бесспорно! Но тут нужно понимать такую вещь. Молодые футболисты «Зенита», как мне кажется, неправильно расставляют акценты. Вот мы со многими разговаривали, и они считают, что молодежное первенство по своему уровню намного выше зоны «Запад» второго дивизиона. Поэтому полагают, что им лучше уж остаться до конца в «молодежке», чем перейти в команду второго дивизиона Западной зоны. Но, я вас уверяю, зона «Запад» выше уровнем. Это, собственно, и показала игра резервистов «Зенита» с азербайджанским «Интером» на Кубке Содружества. Я не знаю истинного уровня «Интера». Но совершенно очевидно, что игроки этой команды превосходят по мастерству тех, кто играет в чемпионате резервистов. А вот сыграй «Интер» с командами второго дивизиона — с владимирским «Торпедо», например, — не знаю, кто бы выиграл.
— Кстати, петербургское «Динамо» уже два года назад обыгрывало зенитовскую «молодежку», которая по итогам того сезона завоевала золото.
— Вот об этом и разговор. Поэтому нужно вести такую политику, чтобы ребята, попадая из «молодежки» во второй дивизион, не считали это шагом назад. Они здесь мужиками станут, закалятся. А потом уже можно и в «Томь» переходить. А может быть, ты и в «Зените» уже окажешься! Возьмем, к примеру, защитника питерского «Динамо» Костю Зимульку. Да, это не питерский воспитанник. Он всю жизнь выступал на уровне второго дивизиона. А тут пришел играть к нам в «Динамо» и выдал такой год, что специалисты спрашивали и удивлялись: «Откуда вы его взяли? Это игрок уровня премьер-лиги!» Получилась, что парень «выстрелил». Он всю жизнь играл во втором дивизионе, попал в первый и стал расти. Так почему же игрок «молодежки» не может раскрыться во втором дивизионе так же? А потом уже расти.
— Как уже отмечалось выше, зенитовская «молодежка» вошла в четверку лучших на Кубке Содружества. «Петротрест» комплектуется местными воспитанниками. Значит, талантливая молодежь в городе есть. Возможно ли появление в вашем клубе игроков 1993–1994 годов рождения? Есть ли таланты не только в «Смене» и «Зените», но и в других школах Петербурга?
— Вот, пожалуйста, посмотрите список игроков, которые сейчас тренируются в нашей команде. Среди них ребята 1993 года рождения, на них уже обратил внимание Леонид Ткаченко. Есть несколько 19-летних футболистов. Понятно, что не все они останутся в «Петротресте», но из обоймы точно кто-то «выстрелит».
Сейчас нам нужно скомплектоваться и поставить реальную задачу. А по ходу сезона отношения с «Зенитом», думаю, мы наладим. И они будут достаточно плотными. Нужно развивать питерский футбол. Почему бы «Петротресту» не стать настоящей второй командой в городе? И болельщики ходили бы на «Зенит» и на «Петротрест». И не было бы каких-то трений, драк.