(Фото: РИА «Новости»)
С момента создания Единой лиги ВТБ она обрела как множество сторонников, так и противников. Сейчас на этот турнир наряду с КХЛ ориентируется комитет по созданию объединенного чемпионата по футболу.
Даже сейчас, спустя несколько лет после запуска так называемой банкирской лиги, трудно сказать, к каким результатам она приведет. Как происходит глобализация отечественного баскетбола? И сможет ли все-таки такой путь выбрать футбол? Об этом корреспонденту газеты «Спорт День за Днем» подробно рассказал гендиректор турнира Андрей Широков.
Смысл — найти соперников для сильных клубов
— Как родилась идея создания Единой лиги ВТБ и зачем все это было нужно?
— Эта идея всегда витала в воздухе по одной простой причине: во всех странах, которые сейчас объединяет лига, есть сильные команды, но нет достаточного количества сильных соперников. Поэтому полноценный чемпионат создать невозможно. Естественно, это дало нам серьезную причину создать сильную лигу, которая объединила бы все эти клубы. Если вы вспомните советскую и российскую историю баскетбола, то увидите, что из 12 команд чемпионата СССР непосредственно из России было 3 команды. В самые лучшие времена российского чемпионата было 8–9 конкурентоспособных команд. Это объективная реальность. Основной девиз, под которым мы развивались, — дать сильным клубам сильных соперников в достаточном количестве.
— Какие основные этапы создания лиги вы бы выделили?
— Мы развиваемся уже пять лет. Каких-то основных этапов я бы не выделял. Мы продолжаем развиваться. Скажем так: если на следующий сезон мы подойдем к той модели, которая устроит всех и будет зафиксирована на несколько лет, это уже можно считать достижением. Хотя тот формат, который есть уже в этом сезоне — у нас есть 20 команд, разделенных на две группы, плей-офф начинается с 1/8 финала, — наиболее близок к идеальному.
— А что это за идеал, к которому стремится лига?
— Четыре сезона назад в Единую лигу ВТБ входило восемь команд, разделенных на две группы, которые в итоге разыгрывали «Финал четырех». Сейчас, как я уже говорил, 20 клубов плюс плей-офф. Этот путь мы преодолели всего за четыре сезона. Это наглядное подтверждение тому, что у баскетбольных клубов есть безусловный интерес к этому проекту. А идеал — понятие абстрактное, всегда есть к чему стремиться.
От истерик одни провалы
— Какие шаги были наиболее удачными?
— Я бы выделил две вещи. Во-первых, сегодня у нас играют все сильнейшие клубы Восточной Европы. Многие из них были фактически единственными клубами у себя в странах, у них не было никакой конкуренции, из-за чего они находились в состоянии «ни жив ни мертв». А сегодня они превратились в топ-клубы Европы. Во-вторых, на этой территории мы являемся самым успешным баскетбольным коммерческим проектом. Сильнее нас в мире только две лиги — Евролига и НБА. Любая профессиональная лига в таких видах спорта, как футбол, баскетбол, хоккей, успешна, только если есть успешная коммерческая составляющая. Дотационность, существование лиги на взносы клубов — для перечисленных выше видов спорта это провал. Можно сколько угодно кричать об идеалах, о том, как это хорошо — иметь свой собственный национальный чемпионат, но если само его проведение даже не окупается — это провал. Показатель отсутствия интереса к нему. Значит, нужно при сохранении всего лучшего искать другие формы соревнования. Мы сегодня не только самоокупаемы, но и даем клубам, выступающим в Единой лиге ВТБ, возможность заработать. А это безусловный показатель успешности.
Футболисты должны учиться именно у нас
— Какие проблемы остаются?
— Главная наша трудность на сегодняшний день — это то, что как бы мы ни старались объяснить Евролиге, что мы региональная лига и за пределы Восточной Европы мы выходить не хотим, это не получается. Хотя выход за пределы Восточной Европы лишен какого-либо смысла с точки зрения стратегии развития. Несмотря на это, Евролига ощущает с нашей стороны какую-то нереальную конкуренцию. Если бы смогли прийти с Евролигой де-факто, а не только де-юре к партнерским отношениям, это помогло бы нам всем. Еще хотелось бы уйти от псевдопатриотических тенденций, которые есть в некоторых странах. Есть такой тезис: пусть в нашей стране баскетбол будет плохой, но он наш. Такая позиция обычно ведет к деградации, а не к развитию. Развитие в том, чтобы сохранить и вывести на более высокий качественный уровень все лучшее, что есть в каждой стране лиги. А это возможно, только будучи вместе и имея возможность обогащаться за счет друг друга.
— На ваш взгляд, насколько вероятно, что удастся осуществить идею с созданием объединенного футбольного чемпионата?
— Мне сложно говорить на эту тему. Все-таки это не моя специализация. Единственное, могу сказать, что при создании такой футбольной лиги более полезен опыт нашей Единой лиги ВТБ, чем той же КХЛ. Все-таки в хоккее нет еврокубков, нет такой серьезной системы европейских соревнований. В КХЛ клубы играют только в одном турнире, а в футболе клубы почти так же, как и у нас, будут играть и в Лиге чемпионов, и в Лиге Европы. Да и влияние международных организаций (федераций, лиг) в футболе и баскетболе повыше, чем в хоккее.