В Нижнем Новгороде на форуме «Россия – Спортивная держава» президент России Владимир Путин провел и заседание совета по развитию физической культуры и спорта, где несколько неожиданно коснулся и ключевого вопроса отечественного футбола.
Глава государства предложил радикальную реформу финансирования клубов: «Все компании, которые сейчас финансируют свои клубы, должны будут деньги направлять в фонд, а оттуда справедливо они будут распределяться по всем командам. Я думаю, такой колхоз был бы гораздо более справедливым, чем соревнование кошельков, которое происходит сегодня. Вопрос только, насколько это реализуемо».
Этот вопрос адресован точно был не мне, но я уверенно отвечу: «Нереализуемо». При том что я неоднократно выступал за государственное регулирование финансирования клубов, основываясь на том, что раз деньги все равно выделяют государственные же корпорации, то почему бы и нет?!
Но все же не в такой форме. Все мы, и тут Путин не первый, пытались некогда найти в спорте, и в первую очередь в футболе, ту справедливость, которой подчас не хватает в жизни. Как было бы здорово, если у всех клубов – равные возможности, у «Реала» и «Ленинградца», соревнуйтесь в мастерстве тренеров и игроков, опираясь на собственные резервы.
Даже в элитарной Лиге чемпионов нет равенства
Остров Утопия привлекателен, но… его не существует. А то, что в современном футболе, причем отнюдь не только в России, «соревнование кошельков» давно вышло на первый план, тут с президентом не поспоришь. Вот только колхоз, при всей понятной условности термина, не контраргумент. Помню я прекрасно колхозы: справедливости – хоть объешься, тем более что, кроме нее, есть нечего.
А теперь о госкорпорациях, которые обяжут переводить деньги не на СВОЙ клуб, а на все российские. Во-первых, принцип «взять и поделить» как-то исторически себя не оправдал, да на всех и не хватит.
Во-вторых, теперь уж во имя футбола придется в разы раздувать штаты прокуроров и прочих силовиков, потому что, сдается мне, РЖД, к примеру, охотно финансирующее команду, игроков которой называют «железнодорожниками», станет куда прижимистее, когда потребуется перевести деньги, скажем, «Енисею» или «Тамбову».
Тут, конечно, заманчиво очень, как обычно в России, усесться в кресло распределителя средств этого самого фонда. Создаваемого во имя торжества футбольной справедливости. Но почему только футбол? Неплохо бы и банкам поделиться с детскими садами и сапожными мастерскими, которые тоже необходимы по дороге к коммунизму.
Кстати, напомню, что, пока мы его строили, ни малейшего равенства в футболе не было. «Любители» получали очень большие зарплаты по меркам той страны, а еще – квартиры, машины и прочите недоступные рядовым гражданам бонусы, только вот условия были совершенно разными. И выступать, скажем, за донецкий «Шахтер», на который скидывались все шахты региона, или, к примеру, за профсоюзные «Крылья Советов», это как нынче за «Зенит» и… «Крылья Советов».
В нежные времена подобных программок равенства возможностей тоже не было
Российский футбол в русле мирового и вряд ли стремится обособиться. Я бы только приветствовал борьбу с гонкой вооружений (финансовых), приводящей к снижению конкурентоспособных клубов в Европе и, соответственно, к падению интереса. Но такая борьба возможна только в масштабах ФИФА и УЕФА.
Например, возврат к лимиту легионеров в мире, существовавшем до дела Босмана (ЕС не может и не должен влиять на регламент проведения соревнований) – не более двух иностранцев в клубе. И тогда ничья «Брюгге» в Мадриде вновь перестанет восприниматься как громкая сенсация.
А колхозы мы уже проходили.