«Рубин» стал очередной жертвой финансового фейр-плей, введенного еще экс президентом УЕФА Мишелем Платини. Это уже не первый российский клуб, который страдает от непонятной борьбы с избирательно назначенными «транжирами». «Рубин» не сможет принять участия в любом турнире под эгидой УЕФА, в который он пробьется в течение двух следующих сезонов, — таков вердикт главенствующей в европейском футболе ассоциации.
Принцип Платини все еще жив
Вообще-то ревнители финансовой чистоты из УЕФА держат казанцев под колпаком с 2014 года, когда клуб, по их версии, начал нарушать «принцип безубыточности». В мае 2014-го «Рубин» подписал с ассоциацией мировое соглашение, но не выполнил его условий. Поэтому несколько месяцев назад Следственная палата УЕФА передала «дело» «Рубина» в палату судебную. Ну а та уж и определила наказание. Одна лишь терминология, мягко говоря, вызывает изумление. Следствие, суд… Заметьте, клуб ничего не задолжал, его сотрудники и даже болельщики не замешаны ни в каких противоправных действиях, никто, к счастью, ни в чем запрещенном не уличен…
Но вот Мишель Платини в 2012 году пришел к сомнительному выводу, что клуб не должен тратить больше, чем зарабатывает. Впрочем, богатый владелец (если таковой найдется) в первый год может обеднеть во имя футбола на 45 миллионов евро, выложенных из личных средств. Потом еще несколько лет имеет право докладывать по 30 миллионов. А затем обязан выйти на самоокупаемость. Исключение — строительство клубных спортивных сооружений. На это тратить дозволено. Еще милостиво допускаются спонсорские контракты.
Почему, собственно, общественная организация (УЕФА) позволяет себе регламентировать расходы бизнес-структур, не вполне понятно. Совсем уж странно, на каком основании ее представители требуют от предпринимателей их финансовую отчетность. Это если рассматривать юридическую плоскость. Если исходить из соображений здравого смысла, зачем нужно препятствовать магнатам вкладывать деньги в футбол в тех количествах, в которых они хотят?
Если финансовая корпорация решит провести крупный турнир по потреблению, скажем, пива (кто больше употребит?), никто, включая ВОЗ (Всемирную организацию здравоохранения), ей не запретит, максимум — ограничат возраст участников, чтобы дети не налегали. Футбол — иное дело.
Как зарабатывать деньги?
«Матч ТВ» зарабатывает на «Зените»?
Футбол — это бизнес. Хотя, как известно, не везде и не всегда меценатство приветствуется (так мне казалось по крайней мере). А бизнес — не всегда продажа черешни или пуховика на рынке (в смысле — на базаре), это очень часто вдолгую. И для того, чтобы добиться успеха (футбольного и экономического, в данном случае совпадает), зачастую нужно вложить большие деньги, а отдача последует через несколько лет. За год-два классный клуб не создашь. Но — дудки, разъясняет УЕФА своим принципом финансового фейр-плей. Если через пару лет не достиг безубыточности, забудь о еврокубках. А как, позвольте спросить, тогда зарабатывать деньги, возвращать вложения? Ведь самый прибыльный турнир — Лига чемпионов.
Вернемся к пострадавшему «Рубину». Бьют по казанскому клубу на взлете! А ведь стадион в столице Татарстана шикарный, таких и в Европе немного. Но клуб лишают возможность заработать, заполняя эту прекрасную арену во время еврокубковых баталий. Потенциальных соперников казанской команды лишают шанса сыграть на великолепном газоне «Казань Арены», посмотреть интереснейший древний город с отменными отелями и всей инфраструктурой мирового уровня. Во имя чего? А если владельцы «Рубина», узнав, что дорога в Европу в ближайшее время им заказана, урежут финансирование, вместо того чтоб запастись терпением? Потеряем самобытную команду, которая перестанет бороться за высокие места?
Иное дело (это к вопросу о справедливости) те, кто успел вложиться до 2012 года. И вывести свой клуб на высокий уровень, где, собственно, и доходы высокие (в первую очередь от еврокубковых матчей, но и не только), то есть добиться пресловутой безубыточности. А за что остальных лишают шанса? Sero venientibus ossa («поздно приходящим — кости», латинская пословица)?
Получается, что если какой-то очень удачливый предприниматель решит вложить средства, скажем, в команду небольшого городка, в котором он родился и за которую болел с детства, выступающую в низших дивизионах, ему, руководствуясь принципом безубыточности, жизни не хватит, чтоб вывести ее на уровень своей мечты, сопоставимой с его возможностями? Так кто же от этого проиграет? Только футбол! И еще выходит, что этот принцип оберегает касту богатых суперклубов от конкуренции!
Что можно Цезарю, того нельзя быку
Виталий Кафанов: Вопросы от Бердыева
«Рубин» при президенте клуба Ильсуре Метшине и главном тренере испанце Хави Грасия потратил на трансферы около 40 миллионов евро. Впоследствии казанский клуб продал группу футболистов, часть отпустил в аренду с целью разгрузить зарплатную ведомость. Но не все убытки погашены. Все это честно показано в финансовых документах. Когда французский ПСЖ приобретал бразильца Неймара у «Барселоны», в контракте звезды с каталонским клубом четко была прописана сумма отступных — 222 миллиона евро. Выложи ее парижане, им бы никак в фейр-плей не уложиться! И тут выяснилось, что катарские шейхи еще большие деньги готовы отдать ПСЖ за рекламу и по спонсорским контрактам. Остается добавить, что представители той же родовитой катарской семьи и владеют ПСЖ. Но на этот счет в перечне принципов фейр-плей УЕФА ничего не сказано. «Реал», «Барселона», «Манчестер Сити» и другие богатейшие суперклубы, закупая звезд за бешеные деньги, легко обходят все принципы УЕФА.
Выходит, что подлинно равные для всех условия возможны лишь при отмене принципа финансового фейр-плей. После чего, разумеется, у «Реала» и «Анжи» бюджеты будут заметно отличаться, но это всего лишь частное дело владельцев клубов.
А судьи кто?
Между прочим, в 1982 году «Ювентус» за огромные деньги приобрел лидера сборной Франции Мишеля Платини. Контракт у блистательного хавбека тоже был гигантский. Полагаю, владельцу концерна «Фиат» и «Старой синьоры» Джанни Аньели пришлось урезать семейный бюджет и добавить личных деньжат в клубный. Тогда прославленного «мушкетера» это не возмущало.
А в 2016 году Мишель Платини вынужден был оставить пост президента УЕФА. Его обвиняли в финансовых махинациях.
И эти люди будут учить мир футбольной нравственности?!
Фото: РИА «Новости»; ФК «Рубин»