• Фигурное катание превращается в прыжковый турнир. ISU выступил за пустые программы

    На конгрессе ISU исключили переходы из критериев оценки за компоненты
    Фигурное катание превращается в прыжковый турнир. ISU выступил за пустые программы - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK Photo

    Что такое фигурное катание? Для кого-то этот вопрос риторический, для кого – дискуссионный. В первую очередь фигурное катание, как и художественная гимнастика, это спорт, но также это искусство. В нем есть художественная составляющая, от которой, правда, постепенно пытаются избавиться. По крайней мере, создается такое впечатление. Очень стойкое.

    На конгрессе ISU решили сократить количество критериев оценки за компоненты с пяти до трех. Вот как выглядели критерии раньше:

    – Уровень скольжения и навык владения коньком;
    – Переходы;
    – Артистизм и красота исполнения;
    – Композиция;
    – Интерпретация музыки.

    Вот как они выглядят после внесенных изменений:

    – Уровень скольжения и навык владения коньком;
    – Композиция;
    – Презентация.

    Последний пункт включил в себе интерпретацию музыки и артистизм. Что касается переходов, то про них, вполне вероятно, можно забыть. Чем же мотивированы эти изменения? В первую очередь тем, что принципиальная разница между всеми критериями не кажется такой уж очевидной. Например, взять красоту исполнения и соответствие музыке. Это не диаметрально противоположные вещи, а взаимосвязанные. Собственно, поэтому их и объединили.

    h_51248017.jpg

    В ISU посчитали, что это решение упростит работу судей и поможет сделать вторую оценку более понятной для зрителей. Кстати, новую систему разработала Алла Шеховцова. Она россиянка, что не может не радовать в свете последних событий в спорте, но, увы, не с кристально чистой репутацией. В 2014 году ее обвинили в завышении баллов Аделины Сотниковой на Олимпийских играх в Сочи.

    На первый взгляд идея объединить несколько критериев в один кажется отличной, но почему, так сказать, под шумок исчезли переходы? Фактически это означает, что теперь фигуристам не нужно думать о насыщенности программы между элементами. Они могут спокойно катиться от прыжка к прыжку, и при этом это никак не скажется на оценке.

    Конечно, те, кто сосредотачиваются только на прыжках, есть и сейчас. И на это регулярно указывают, причем в негативном ключе, разбирая оценки судей. Теперь же арбитру, одинаково оценившему переходы Юдзуру Ханю и, например, Ильи Малинина, нельзя будет ничего предъявить, потому что ему и оценивать ничего не придется. Минус критерий – минус одна проблема. Очень удобно.

    h_57462471.jpg

    К слову, фанаты Александры Трусовой восприняли эту новость с воодушевлением. По их мнению, теперь у Анны Щербаковой больше нет преимуществ перед их любимицей. Они уверены, с такими правилами олимпийской чемпионкой стала бы именно Александра, и жалеют, что их не ввели раньше.

    Щербакова заслуженно оказалась выше Трусовой на Олимпиаде. Доказываем на фактах и цифрах

    Для тех, кто считает первую оценку более важной, чем вторую, и не рассматривает их в совокупности, это, конечно, победа. Но разве лучший фигурист не тот, кто одинаково прокачал оба навыка: и технику, и компоненты? Если важна только техника, зачем все остальное? Можно просто устраивать прыжковые турниры. На Кубке Первого канала их успешно опробовали.

    Да, чтобы нивелировать уменьшение количества критериев, увеличили коэффициент, на который умножается оценка за компоненты, что практически приравнивает ее к оценке за технику, но фактически эта ширма, и за ней будут успешно прятаться пустые программы.

    h_57487053.jpg

    Кто-то скажет, что переходы – это не такая значительная часть, чтобы поднимать панику. Возможно, но именно они объединяют программу во что-то целое. В противном случае это просто набор элементов. Переходы также влияют на оценивание таких элементов, как дорожки и шаги.

    В начале я не просто так упомянула художественную гимнастику. Скандал с Линой Ашрам и Диной Авериной – наглядный пример того, что сейчас происходит в фигурном катании. Искусство отходит на второй план, хотя сам вид спорта подразумевает, что у техники и искусства должно быть равноправие. Не на бумаге, а реальное.

    Вероятно, дело в том, что фигуристов, которые одинаково хороши и в исполнении сложных элементов, и в компонентах, сейчас по пальцам можно пересчитать. Вот проблема, над решением которой нужно работать, а не подстраивать систему с целью прикрыть изъяны.

    Фото: EPA / VOSTOCK Photo

     


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»