В преддверии, возможно, судьбоносного боя Федора Емельяненко с американцем Джеффом Монсоном, который пройдет 20 ноября в СК «Олимпийский», «Спорт день за днем» приводит аргументы «за» и «против» Последнего императора.
«ЗА»
Возвращение домой
Закономерность, на которую трудно не обратить внимания: неудачная серия Федора из трех поражений подряд приключилась за океаном – в американских городах Сан-Хосе, Ист-Рутерфорде и Чикаго. Значит, в каждом из этих случаев Емельяненко, прилетевшему с другого края Земли, приходилось проходить процесс акклиматизации и адаптации к совершенно иному часовому поясу. Для спортсмена, которому недавно исполнилось 35 лет, это весьма серьезная дополнительная нагрузка. Кто знает, может именно большая разница с московским временем лишала Федора той толики концентрации и свежести, которой в итоге не хватало для победы над бразильцами Вердумом и Силвой, а также американцем Хендерсоном. И может быть, теперь, когда уже Монсону предстоит биться на «чужом поле», у Последнего императора появится реально ощутимое преимущество своей площадки.
Брат в помощь
Несколько лет назад в команду Федора, помогавшую ему готовиться к боям, входил его младший брат Александр, тоже весьма известный участник турниров по смешанным единоборствам. Однако затем пути братьев разошлись: Федор обосновался в Белгородской области, в городке Старый Оскол, а Александр перебрался в Санкт-Петербург. Но сейчас Емельяненко снова вместе: младший брат составил компанию старшему при подготовке к поединку с Монсоном, ради чего оба отправились тренироваться в Голландию, где, кстати, к тренировочному процессу подключился известный специалист по тайскому боксу Питер Тайссе. Поддержка и помощь Александра наверняка должны добавить Федору боевого настроя и положительных эмоций.
Опыт, сын ошибок…
Десятилетняя беспроигрышная серия не только возвела Емельяненко в ранг всемогущего божества смешанных единоборств, но и притупила у Федора чувство опасности во время боя. Едва ли не в каждом из трех проигранных поединков он допускал одну и ту же ошибку – после удачного удара бросался добивать противника, пренебрегая элементарной осторожностью. В результате попадался на встречное действие, как, например, на удушающий «треугольник» от Вердума. Думается, троекратного обжигания на молоке Емельяненко вполне достаточно, чтобы 20 ноября в «Олимпийском» сначала подуть на воду, прежде чем лезть на рожон.
Кто стар, а кто суперстар
Про далеко не юниорский возраст Последнего императора уже упомянуто выше. Однако его ближайший соперник – тоже отнюдь не юноша, хотя надежды на успех в бою с Емельяненко его наверняка питают. Монсону уже стукнуло 40, Федор на пять лет моложе, и это вовсе не плюс для американца в предстоящем поединке. С возрастом, как известно, атлетов в первую очередь покидают скорость и резкость, и в этих компонентах Федор наверняка получит значительное преимущество. Вопрос в том, сумеет ли он им разумно распорядиться.
Некуда отступать
Припертый к стенке – в прямом и переносном смысле – тремя поражениями кряду, Емельяненко понимает, что права на еще одну осечку у него нет. Если уж Силва и Хендерсон вынуждали Федора сразу после боев с ними прямо на ринге рассуждать о целесообразности продолжения карьеры в смешанных единоборствах, то неудача в поединке с Монсоном может окончательно отправить Последнего императора в отставку. А значит, настрой Емельяненко на бой 20 ноября будет запредельным.
«ПРОТИВ»
Практика без теории
Одна из основных претензий, высказанных, скорее, в адрес штаба и команды Емельяненко после американских поражений, – обвинение в отсутствии продуманного тактического плана в каждом из проигранных боев. По мнению критиков, Федор и его наставники мало времени уделяли изучению конкретного противника, его сильных и слабых сторон. И, соответственно, выстраивали поединок в надежде на авось и на, казалось бы, изначальное преимущество Емельяненко в классе и опыте. Если тактический план боя с Монсоном не будет тщательно проработан, Федор рискует наступить на те же до боли знакомые грабли.
Нормально, Федор? Отлично, Александр?
Не исключено, что последние неудачи Емельяненко связаны в том числе и с неправильным подбором спарринг-партнеров в процессе подготовки. Вряд ли те ребята, с которыми бок о бок тренируется Федор в Старом Осколе, сильнее и опытнее него. А ведь это верный путь к застою в росте мастерства, а возможно, и к творческой деградации. Да, сейчас к тренировочному процессу подключился брат Александр, но будет ли достаточно его умений и навыков, чтобы инициировать прогресс Емельяненко-старшего?
Психологическое давление
Каждое поражение в любом виде спорта в той или иной степени заставляет проигравшего усомниться в собственных силах и возможностях. Если же поражения начинают складываться в серию, признаки психологической неустойчивости можно обнаружить даже у спортсменов, обладающих стальными нервами. Проиграв трижды после победного десятилетия, Федор наверняка ископал всего себя вдоль и поперек, стараясь понять причины неудач. И сейчас испытывает колоссальное эмоционально-психологическое давление, понимая, что права на еще одну осечку у него нет. Давит на плечи и груз личной ответственности за семью, в которой несколько месяцев назад случилось прибавление – у Федора родилась еще одна дочка.
Штаб ослаб?
Существует и такое мнение: Емельяненко за годы своего триумфа попросту перерос свой тренерский штаб. Конечно, важно постоянно иметь рядом с собой наставников, под бдительным оком которых так здорово началась твоя профессиональная карьера и которых ты понимаешь с полувзгляда. Видимо, Федору просто не хватает решимости сказать «до свидания» тренерам, которые уже не соответствуют его уровню. Но главная беда в том, что сами тренеры, осознавая, что уже давно попросту тормозят прогресс своего знаменитого воспитанника, не находят в себе мужества и профессионализма уступить место специалистам более высокого уровня.
«Драмкружок, кружок по фото…
...Хоркружок – мне петь охота!». Федор нынче, как в известном стихотворении Агнии Барто, разрывается на части. Есть подозрение, что далеко не всегда по собственной воле. Его лицо украшает известный бренд спортивной одежды, интервью с ним жаждут заполучить десятки российских и зарубежных СМИ, причем отнюдь не только спортивной специализации. Осталось разве что пригласить Последнего императора в какой-нибудь телепроект типа «Последний герой» и сделать его гостем шоу «Пусть говорят» – и тогда, не сомневайтесь, о чемпионских титулах Емельяненко можно будет окончательно забыть. Активная общественная жизнь и профессиональный спорт несовместимы.
P.S. Подытоживая приведенные аргументы, можно обнаружить, что некоторые из них, в полном соответствии с известным афоризмом («наши недостатки – это продолжение наших достоинств»), являются либо взаимоисключающими факторами, либо дополняют друг друга. Какой из них сработает – «за» или «против», теза или антитеза – будет зависеть от состояния Его Императорского Величества в день и час поединка с Джеффом Монсоном.