Предложения Леонида Федуна по реформированию нашего футбола хороши хотя бы тем, что в них содержатся конкретные идеи.
Спорные или нет, это другой вопрос. Но в его лице мы имеем сейчас влиятельного человека, желающего что-то изменить в существующей модели футбольного мира. Последний раз так громко свои желания транслировали Евгений Гинер и Сергей Фурсенко, часть их планов даже реализовалась — речь о переходе на систему осень-весна.
Интересно, что Федун говорит в общественное пространство, а не в зале РФС, где проходят заседания исполкома федерации или в офисе РФПЛ на Трубной улице. Причина, по которой приоритеты расставлены именно так, вероятно, лежит на поверхности. Озвученное предназначается для всех, сказанное должно породить дискуссии — и уже породило. Количество возразивших предсказуемо, но есть шанс сделать критической массу тех, кто будет за переход к реформам — болельщиков прежде всего. Возможно, именно в этом босс «Спартака» видит шанс добиться реформ.
Одна из самых интересных реакций на сказанное — слова президента РФПЛ Сергея Прядкина. Один из самых опытных функционеров в нашем футболе, комментируя идеи Федуна, произнес фразу «с Кубком что-то надо делать». В этом вся разница - что-то и что-то конкретное.
Несколько лет назад, на одной из конференций РФС прозвучала с трибуны фраза «из двух зол надо выбирать меньшее». Известная поговорка в данном случае неуместна в принципе. России исторически свойственно думать о реформах, революциях, прогрессе — но, оказываясь в Европе, поражаешься тому, насколько там довольны стабильностью. И именно в ней часто залог успешного бытия.
Чемпионат мира по футболу проходит раз в четыре года. По хоккею - каждую весну. Наверняка, ФИФА при желании могла придумать новую идею мундиаля, но она намеренно оставляет все как есть, за исключением вопроса расширения стран-участниц. Привлекательность и ценность противостояния ЦСКА со «Спартаком» или «Зенита» со «Спартаком» в том числе и всего в двух их очных встречах в одном сезоне. Шесть матчей в одном чемпионате - не слишком ли это много? Насколько эмоции останутся одинаково сильными?
В предложенной модели реформ, кстати, ничего не говорится о сборной. Тезис, что сверхинтенсивный чемпионат пойдет на пользу национальной команде — сомнителен. Не случайно именно Англия, где несколько клубов претендуют на титул, с максимально событийным календарем, исторически проваливается на крупных турнирах. В то время как Испания, Италия, Германия, Франция — где есть пара претендентов на корону, подходят к чемпионатам мира и Европы свежими. Самая сильная сборная была у России перед Евро-2012. И именно там команда провалилась максимально резонансно. Адвокат, как и сами игроки, говорили: виной — тяжелейшая весна. В тот сезон чемпионат России переходил на схему осень-весна и клубы играли 44 матча. Сил на сборную уже не осталось — на всю дистанцию турнира.
В России сейчас пять сильных клубов. Увеличит ли новый формат их количество? Непонятно.
Идеи насчет реформации Кубка тоже спорные. Нужно играть для своих болельщиков, одно из самых жестких наказаний, применяемых УЕФА - закрытие трибун, между прочим. И если у «Спартака» свои болельщики в других городах имеются, насчет других клубов - той же «Уфы», например, в такой уверенности быть сложно.
Но Федун как бизнесмен, думает о том как заработать. Как владелец «Спартака», самого популярного клуба в стране, он может и должен предлагать что-то, исходя из собственных интересов. У него в руках достаточно козырей.
И если наш чемпион не может обыграть «Марибор», надо действительно что-то делать.