Уже через два дня Елизавета Туктамышева улетает в Лас-Вегас. Нет, играть в казино или посетить матч местного клуба НХЛ питерская фигуристка не планирует. Просто в этом году этап серии Гран-при Skate America состоится в игорной столице. Последней проверкой перед стартом престижной серии для ученицы Алексея Мишина стал турнир «челленджер» в Эспоо. На Finlandia Trophy Туктамышева в соперничестве с Аленой Косторной планировала проверить, как будет работать в нынешнем сезоне ее главное оружие – тройной аксель. Сложнейший прыжок Елизавета включила в короткую программу, а в произвольную даже два, один из которых в каскаде.
Оценки после короткой программы вызвали даже не удивление, а разочарование у чемпионки мира и Европы 2015 года. В прошлом сезоне «триксель» обеспечивал безоговорочное преимущество перед соперницами, а сейчас Косторная, не рискнувшая исполнять этот элемент в первый день соревнований, все равно опережала Туктамышеву на пять с лишним баллов. «Мне что, еще пару четверных нужно разучить?» – делилась своими сокровенными мыслями с подругой по команде Елизавета.
На произвольную программу она вышла с супернастроем и продемонстрировала свои «трикселя» во всей красе. Правда, новый для себя каскад «двойной аксель – ойлер – тройной сальхов» ученица Мишина чисто исполнить не смогла. Она – вторая после Косторной.
Посмотрев на два «трикселя» ученицы Этери Тутберидзе, питерская фигуристка вышла к журналистам. После короткой программы Елизавета ограничилась кратчайшим комментарием, а после произвольной ответила на вопросы корреспондента «Спорта День за Днем».
– Довольны сегодняшним прокатом?
– Вполне. Получился такой рабочий прокат. Впервые попробовала исполнить новый каскад. Его пока выполнить, как задумано, не смогла. Только выступление в Эспоо – это прекрасная возможность проверить свое состояние. Состояние рабочее.
– Можно ли что-то изменить за те два дня, что остались до вылета в США?
– При желании можно все. Даже мысли есть о том, что нужно поменять. Точнее, добавлять.
– По ходу нынешнего сезона вы уже успели поменять даже музыку к программе.
– Если это нужно для дела, ничего страшного в этом не вижу. Все меняется в лучшую сторону.
– Что дало вам сотрудничество с Шэ-Линн Бурн, которая ставила программы к нынешнему сезону?
– С ней было интересно работать. Впервые попробовала новые шаги и заходы на элементы. Стиль программы тоже мне близок.
– В кулуарах Эспоо широко обсуждалась сказанная вами фраза о необходимости разучить четверной лутц. Это серьезно?
– Пока не знаю, но для того, чтобы конкурировать с соперницами даже за место в сборной России, нужно учить четверные (на чемпионаты Европы и мира попадут только три лучшие одиночницы – «Спорт День за Днем»).
– Мэтр фигурного катания Татьяна Тарасова утверждает, что разучить прыжки можно только в юном возрасте, а затем возможно лишь их поддерживать и восстанавливать. Любопытно, что в качестве иллюстрации к своему тезису она приводила вас.
– Не могу согласиться с мнение даже столь авторитетного специалиста. Любой, даже самый сложный, прыжок можно разучить в любом возрасте. Примеров тому масса. В детстве закладывается необходимая техническая база. Вот без нее никак.
– Можно ли говорить о фирменном туктамышевском стиле?
– Что вы вкладываете в это понятие?
– Я бы назвал его «освобожденная женщина Востока».
– Интересно. В нынешнем сезоне программы менять уже точно не будем. Постараемся только улучшать их. Что будет в следующем, загадывать сложно.
– Немецкий обозреватель Артур Вернер утверждает, что вы потомок хана Туктамыша. Неужели существуют документы, сохранившиеся с тех времен, и знаете ли вы свою родословную?
– Мне об этом ничего не известно. Хотя легенда нравится.