«Позже всех уехал в Америку и, похоже, последним вернусь обратно», – сказал мне однажды двукратный олимпийский чемпион Алексей Касатонов. Из всех хоккеистов, уезжавших в НХЛ в конце 1980-х годов, он был далеко не в первых рядах. Прошли годы. Сын Алексея закончил колледж и пустился в самостоятельное плавание. Так что теперь на чужбине Касатонова больше ничего не держит, и легендарный защитник все чаще задумывается о возвращении на родину. Своими мыслями и планами хоккеист поделился с корреспондентом «Спорта».
Мастерство никуда не пропадает
– Алексей, чем вы сейчас занимаетесь?
– Скоро в Москве на Красной площади пройдет матч между российскими звездами и лучшими игроками мира. Так что сейчас набираю физическую форму, ну а мастерство, сами знаете, никуда не девается.
– Говорят, на этом мероприятии вы с Фетисовым собираетесь пожать друг другу руки…
– Не знаю, будет ли рукопожатие, но игра состоится – это точно.
– Вы с Вячеславом Александровичем эту тему как-то обсуждали уже?
– Нет, лично с ним не разговаривал. Общался с его помощниками.
– Раз уж вы в Россию приедете, планируете посетить и родной Петербург?
– А как же! Очень соскучился по маме, так что 10 декабря приеду в город на Неве.
– Нет желания вернуться сюда насовсем?
– Если честно, есть. Ситуация складывается на сегодняшний день так, что команда СКА находится не на своем месте в турнирной таблице. Это странно, ведь у команды есть два хороших дворца: «Ледовый» и «Юбилейный», а хозяин – одна из самых богатых компаний в мире.
– Чего же тогда не хватает?
– Нужно время, чтобы эти деньги и возможности, что называется, «переварить».
Леонов – не Гус Хиддинк
– Ну пока, видно, не «переварили». Может, с приходом нового тренера что-то изменится?
– Мне сложно рассуждать на эту тему, ведь Юрий Леонов – мой друг. Очевидно, что хозяева клуба пошли на своеобразный эксперимент. Вижу, насколько он предан команде, знаю, какой он волевой тренер. С другой стороны, ушел в отставку опытный Борис Михайлов…
– То есть вас не удивило, что Борис Петрович пришел в СКА в пятый раз?
– Нет, не удивило. Знал, что у Михайлова были хорошие отношения с руководством клуба. Многие, в том числе и я, относятся к этому человеку с большим уважением. Он пригласил в команду игроков, которых хорошо знал еще по сборной… Впрочем, не готов рассуждать на эту тему.
– Вы бы не отказались возглавить СКА?
– Имея свой жизненный опыт, свое видение хоккея... если бы мне поступило такое предложение, конечно, не отказался бы. Не скрою, мне хочется вернуться в родной город.
– Роль второго тренера вас тоже устроила бы?
– Сложный вопрос. Скорее всего, нет. Быть вторым мне сложно.
– В СКА сильный состав игроков, но результат ему не соответствует…
– Многих ребят знаю по работе в сборной. Это Соколов, Сушинский, Юшкевич… Прекрасно знаю их как профессионалов. Трудно давать оценку команде, когда не видишь матчей и не знаешь, что происходит внутри коллектива. Но насколько честно все игоки отдаются игре? Взять того же Морозова из «Ак Барса»: не думаю, что отношения с тренером так уж влияют на его игру. Он может играть на определенном уровне и независимо ни от чего это делает.
– Однако в дозаявку СКА никого не приобрел и ни от кого не отказался…
– Мне сложно говорить, но думаю, Леонову нужно было все-таки кого-то «казнить». Чтобы показать свою силу. К сожалению, Юра, видимо, не обладал такими полномочиями. Это же не Гус Хиддинк…
– А причем здесь тренер сборной России по футболу?
– Он все решения принимает сам. Помните его конфликт с президентом Федерации футбола России Виталием Мутко, когда тот пришел в раздевалку и попытался отдать какие-то распоряжения игрокам. Так вот, Гус аккуратно попросил его больше так не делать. К сожалению, у нас пока уважают только иностранцев.
Название надо менять
– Из СКА сейчас ушли питерские тренеры: Черкас, Иванников. Постоянные проблемы у местных игроков. У команды из нашего города вырывают корни?
– СКА будет держаться на «Газпроме». Чтобы результат появился, надо что-то менять. Привлекать к работе в клубе победителей, чемпионов. Понимаю, как ленинградцы болезненно относятся к своим воспитанникам. Они всегда за них будут биться. Но главное все же – результат. А питерская школа никуда не денется, не волнуйтесь.
– Сейчас у СКА нет даже своего дворца, злые языки называют питерцев «команда-бомж»…
– «Газпром» – это не только деньги, а еще и люди. Бойцы по духу, победители. Они не будут мириться с посредственным результатом. И сделают все, чтобы команда побеждала. Не удивлюсь, если СКА в этом году еще поборется за медали. Вся борьба в чемпионате еще впереди, скоро наступит период дозаявок.
– Сейчас команду хотят переименовать. Вы считаете, это так уж необходимо?
– Да, название надо менять. Только «Зенит» – не самый лучший вариант. Зачем нам СКА, если есть ЦСКА? Да и, насколько мне известно, спортивный клуб армии уже не имеет никакого отношения к команде. У Петербурга своя хоккейная история, и можно дать соответствующее название: «Сенаторы», «Адмиралы», «Гренадеры»… Чтобы было звучно, как, например, «Медведи из Бостона» (улыбается). Почему не брать из НХЛ все лучшее? Новая символика – это деньги, раскрутка команды… И хотя я «родился» в СКА, эта аббревиатура уже умерла. Может, с новым именем команду ждет и новая судьба?