На предпоследнем этапе Кубка мира в Сочи событий хватало. Светлана Слепцова отдала на этапе эстафеты все силы, и унесли со стадиона ее на носилках. Российские мужчины выиграли эстафетный зачет... в борьбе с дублерами. Олимпийскую биатлонную трассу все признали жутко сложной. А Вольфганг Пихлер снова виноват во всем. Об этом корреспондент «Спорт День за Днем» побеседовал с бывшим тренером российской сборной Владимиром Аликиным.
На три с минусом
— Как оцените выступления россиян в Сочи?
— Наши пропускали этап в Холменколлене, а в итоге выступили так, что можно было и не пропускать. Победа в мужской эстафете? Там половина соперников не бежала. Про женскую команду даже говорить не хочется. Ольга Зайцева уже три сезона спасает тренеров. Особенно Пихлера это касается.
— Мужчины получили «Малый хрустальный глобус» в эстафетном зачете...
— Повторюсь, соперники выступали не сильнейшими составами. Если бы норвежцы решили бороться за этот Кубок... Просто он никому нужен. По большому счету кроме «Большого глобуса» важен только Кубок наций, да и там надо только попасть в четверку, чтобы на следующий год получить максимальную квоту на состав. Кто теперь вспоминает о наших прежних победах в Кубке наций? А медали чемпионата мира вспоминаются всем.
— Сочинскую трассу, на которой пройдет Олимпиада, называют самой сложной в мире. А ведь на Игры приедут скромные спортсмены из стран, где лыжная подготовка слабая. Потянут ли они такие сложности?
— Об этой трассе действительно часто спрашивают. Насколько я понимаю, ее будут корректировать, что-то переделают. Я сам трассу не пробовал, но по телевизору вижу, что она слишком узкая. Там бегут и носками сцепляются. Падают часто. В горах вообще тяжело, особенно когда устанешь. Кислорода сильно не хватает... Даже на легкой трассе дышать может быть тяжело.
— А что для биатлонистов самое трудное? В Сочи жаловались на нехватку участков, где можно отдохнуть, на сложный подход к стрельбищу...
— Трудно сказать, что тяжелее. Это от подготовки во многом зависит. Мартену Фуркаду все равно, где бежать. А Тура Бергер даже говорит, что ей чем тяжелее трасса, тем лучше бежать.
— Как в целом оцениваете сезон Кубка мира для мужчин и женщин?
— У женщин сезон провальный. Мужикам могу поставить три с минусом. Сезон надо оценивать по чемпионату мира. Этапы Кубка мира — это только подводящие соревнования. Как выступили на чемпионате мира — так и оцениваем. А там, кроме Шипулина, медалей не было.
Пихлер такую команду развалил
— После классного выступления наших на лыжном чемпионате мира болельщики стали говорить: «Давайте возьмем лыжников в биатлон». Но ведь такой переход удается нечасто?
— Тяжело это. Хорошо стрелять просто не всем дано. В мое время многие пытались переходить, но мало кому это удалось. Дело не в том, что нельзя научить лыжника стрелять. Просто не у всех есть талант. У некоторых еще зрение слабое. А если хоть какое-то дарование есть, то, конечно, можно переходить. Вот как Мириам Гесснер. Если она начнет стрелять хотя бы на уровне Магдалены Нойнер, то ее в следующем сезоне будет не остановить.
— Каждый год у российской сборной проблемы с горной подготовкой. Неужели никак не подобрать одну успешную методику?
— Это все делается элементарно. Ничего нового здесь не придумаешь. Просто Вольфганг Пихлер, видимо, плохо соображает в этом деле. Вот Владимир Драчев тут написал, что он узнал планы подготовки, и по ним на шестой-седьмой день спортсмены проходили скоростные тренировки. Это полный бред, абсурд! В эти дни надо пешком ходить! Потому что как раз в это время акклиматизация проходит. Может, он специально губит свою команду? Когда Пихлер уйдет после окончания контракта, он будет так же поливать Россию грязью, как раньше делал.
— То есть в проблемах женской сборной виноват именно Пихлер?
— А кто еще? Ведь ему всю подготовку женщин дали на откуп. А он такую команду развалил...
Зачем полезли на высоту?
— В вашей практике были случаи, как со Светланой Слепцовой в Сочи?
— Нет. Сто процентов такого не было! Были тяжелые финиши, но чтобы так... Сама Слепцова тут тоже виновата. Если тебе тяжело, то зачем проситься в сборную, в эстафету? Ты вообще нормальный человек? Скажи, что пропустишь гонки, отдохнешь. Побереги свое здоровье. У нас же по ходу сезона по восемь женщин стартовали. Неужели из них не могли собрать одну четверку? Хуже-то Слепцовой никто бы не прошел...
— А Слепцова теперь собирается на финальный этап Кубка мира в Ханты-Мансийск...
— Не знаю, зачем это делается. Слепцова два года фактически ничего не показывает. Отборы не проходила. А систему отбора нужно выполнять. Пускай бы она подготовилась нормально к чемпионату России и по его итогам спокойно прошла в сборную на следующий сезон.
— Молодежь в женскую сборную подтягивают, но они точно так же безнадежно уступают лидерам ходом...
— Это проблемы функциональной подготовки. Она идет неправильно. В стрельбе наши еще чего-то добиваются, но ногами по две-три минуты уступают. На первых двух-трех этапах Кубка мира наши еще как-то бежали, а потом остановились.
— На чемпионате мира не радовали как женщины, так и мужчины. Тоже ошиблись в подготовке?
— Конечно. Непонятно, зачем полезли на высоту в Рупольдинге. Надо было выдерживать ту же высоту, что предстоит «на мире». Мы, например, в свое время в Хохфильцене занимались.