Обладатель Кубка России 1999 года в составе «Зенита» Сергей Герасимец выиграл этот трофей еще раз, в 2007 году. Но уже в качестве тренера «Локомотива», где работал помощником с Анатолием Бышовцем. Бывший полузащитник сине-бело-голубых поделился своим мнением о грядущем матче своих бывших команд, а также о менеджерском кризисе «железнодорожников».
«Зенит» еще прибавит
— Сергей Григорьевич, как оцениваете состояние «Зенита» на сегодняшний день?
— Я бы сказал, что команда находится в оптимальном состоянии. Единственное, что беспокоит, — слишком большой отрыв от преследователей. Это может негативно сказаться на футболистах, поскольку они могут успокоиться и потерять мотивацию. А для игр с прямыми конкурентами она необходима. Тем более, уверен, «Локомотив» будет настроен по-боевому.
— Кадровые потери в лице Аршавина, лишь во вторник приступившего к тренировкам, и Файзулина, работающего по индивидуальной программе, могут сказаться на игре петербуржцев?
— Не думаю. Дело в том, что Файзулин не играет ряд матчей, а об Аршавине вообще забыли. Именно поэтому мне кажется, что в этом отношении никаких проблем нет.
— Некоторые эксперты считают, что «Зенит» в этом году играет натужно...
— Соглашусь с этим мнением. Последние матчи команда Лучано Спаллетти не показывает всего, на что она способна. Весь свой потенциал «Зенит» наглядно продемонстрировал осенью прошлого года, когда команда играла в свой лучший футбол.
— В чем причина?
— Я вижу две причины. Первая — безобразные поля, на которых приходится играть. Об этой проблеме, наверное, уже все высказались (смеется). Играть в комбинационный футбол на газонах такого качества нереально. Вторая причина, наверное, в большей степени частная — крайние полузащитники. Но эта проблема, как мне кажется, решена, поскольку сейчас набрал хорошую форму Владимир Быстров. Выскажу предположение, что в самое ближайшее время «Зенит» начнет прибавлять.
— Все вспоминают большой отрыв. Борьба за золото еще впереди или все и так понятно?
— Если «Зенит» не начнет проигрывать, то ни о какой борьбе за чемпионство речи уже не идет. Какая там может быть борьба, если ближайший преследователь отстает на девять очков? (Смеется.) Чтобы интрига возродилась, питерцам нужно поиграть три матча. Но и этого мало — ЦСКА необходимо все три встречи выиграть. Думаю, в «Зените» сидят здравомыслящие люди, которые хотят побыстрее оформить чемпионство.
Центральная ось
— Алленаторе Лучано Спаллетти продемонстрировал тактическое новшество — стал играть с четырьмя центральными полузащитниками, одним фланговым. В чем особенность такой асимметричной схемы?
— «Зенит» сыграл уже три матча с такой расстановкой. Первый раз — в Португалии, когда играли с «Бенфикой», второй раз — в Кубке страны с «Динамо». Третий раз был со «Спартаком». Первые две встречи завершились неудачами, а последний соперник был, давайте говорить откровенно, слабее. Сейчас «Спартак» не представляет собой грозную силу. Так играть в обороне, в середине поля и рассчитывать на какие-то титулы просто невозможно. Возвращаясь к «Зениту», обращу внимание, что все три матча на поле выходило одно и тоже сочетание полузащитников — Денисов, Семак, Широков, Зырянов. Но последняя игра, как я уже сказал, стала победной и по причине слабости красно-белых, и по причине набравшего хорошую форму Быстрова. К тому же сами игроки немного притерлись друг к другу.
— Значит, с «Локомотивом» Спаллетти выпустит тот же состав?
— Сложно сказать. Вообще Спаллетти редко два раза подряд выпускает одно и то же сочетание игроков. Поэтому мне кажется, что какие-то изменения в составе будут. От Спаллетти можно ожидать любой сюрприз.
— Поделитесь ожиданиями от предстоящего матча.
— Матч будет очень интересным. Предполагаю, что «Зениту» будет непросто — свою роль сыграет запредельная мотивация «Локомотива» после довольно-таки неожиданного поражения от «Динамо». Потеря трех очков в двух матчах подряд станет для «железнодорожников» если не катастрофой, то по крайней мере большой проблемой. Ведь они попросту усложнят себе борьбу за путевки в еврокубки. В турнирной таблице такая плотность, что любая потеря очков чревата для всех команд, вынося за скобки «Зенит». Поэтому матч в Черкизове для меня представляется любопытным. Что победит: мотивация или класс? «Локомотив» очень прилично выглядел в этом году, за исключением пары матчей.
— Кого выделите в составе «Локомотива»?
— В первую очередь выделю пару центральных защитников: Беляева и Бурлака. Они очень молодые ребята, с неплохими данными. Будет любопытно посмотреть, справятся ли они с Кержаковым. В средней линии выделю Глушакова и, с некоторыми оговорками, Торбинского. Из форвардов отмечу Павлюченко. Кстати, примечательно, что речь идет только об игроках центральной оси.
Пик кризиса позади
— Ходят разговоры, что в «Локомотиве» по-прежнему большую роль играет Дмитрий Лоськов...
— В раздевалке Дима всегда был и остается важным звеном. На поле — уже нет. Слишком мало игровой практики он получает.
— Главному тренеру команды Жозе Коусейру легче или сложнее работать в команде, где есть такой авторитетный футболист?
— Это нужно спрашивать не у меня, а у самого Коусейру (смеется). Тут многое зависит от того, в каких они отношениях.
— Что думаете о работе португальца?
— При нем команда стала играть лучше. Но пока ей не хватает стабильности. «Локомотив» может сыграть прекрасный матч, а может провалиться. Более того, иногда подобное случается даже в одном матче: первый тайм команда играет плохо, а второй — блестяще.
— Намекаете на прошлогоднее поражение «Зенита» 2:4?
— Именно этот матч я и имел в виду.
— Получается, отставка Красножана год назад — правильно решение?
— Этого никто не скажет. Вы знаете, почему его уволили?
— Догадываюсь…
— Но конкретных фактов у нас нет. Никто не может сказать, что было бы с командой, останься в ней Красножан.
— Менеджерский кризис «Локомотив» преодолел?
— Надеюсь, что пик кризиса уже позади. Конечно, некоторые кадровые решения пока себя не оправдывают, но это придет со временем.
— Пять лет назад, когда вы работали в «Локомотиве», кризис уже был. Трудно было работать?
— Не буду скрывать — работалось очень тяжело. Проблема заключалась в закулисных играх.