• Екатерина Лобышева: «Маркетто обещает сделать нас призерами Игр в Сочи»

    10.04.12 16:14

    Автор: Спорт день за днём

    Лидер женской сборной России по конькам – об итогах сезона, впечатлениях об итальянском наставнике и несуществующих преимуществах сочинского льда.

    Венцом международного конькобежного сезона стал чемпионат мира на отдельных дистанциях, прошедший в конце марта в голландском Херенвене. Россияне вернулись из конькобежной Мекки с двумя медалями – серебром Ивана Скобрева на дистанции 1500 метров и бронзой того же Скобрева, Дениса Юскова и Евгения Лаленкова в командной гонке. А вот девушки до призовых мест на мировом чемпионате не добрались. Лучшие результаты россиянок – четвертое место на дистанции 5000 метров (Ольга Граф) и в командной гонке (Екатерина Лобышева, Екатерина Шихова, Юлия Скокова), а также попадание Лобышевой в пятерку сильнейших на «полуторке».

    Екатерину, как одну из самых опытных спортсменок в российской сборной, обладательницу бронзовой медали туринских Игр‑2006 в командной гонке, «Спорт день за днем» и попросил подвести черту под прошедшим сезоном. А заодно заглянуть в ближайшее будущее.

    Четвертой будешь?

    — Чемпионат мира на отдельных дистанциях – идеальный клон олимпийских турниров конькобежцев: то же количество комплектов медалей, те же дистанции… Так радоваться нам или расстраиваться серебру и бронзе, завоеванным в Херенвене?
    — Выступление мужской команды мне оценивать трудно: ребята практически весь сезон тренировались отдельно, по своим программам, и у нас с ними даже сборы не совпадали по срокам и месту проведения. Тем не менее все были уверены, что Ваня Скобрев одну-две медали точно завоюет. Так оно и случилось. Хорошим можно признать результат и в командной гонке. Ребята в таком составе уже второй раз попадают в призеры на крупных стартах – сначала на финале Кубка мира, теперь вот на мировом первенстве.
    Что касается женской сборной, могу отметить, что все без исключения девочки по ходу нынешнего сезона прогрессировали, улучшали свои результаты, но у каждой был свой пик формы, пришедшийся на разные отрезки сезона. Наверное, это и стало одной из причин, не позволившей нам завоевать медаль в командной гонке, на которую мы очень рассчитывали.

    — Были и другие причины?
    — Так сложилось, что перед нашим забегом несколько команд показали очень серьезные результаты. Стало ясно: если хотим претендовать на призовое место, надо очень быстро разгоняться. Я стояла в тройке первой, поэтому высокий темп со старта пришлось задавать именно мне. Первый круг вроде бы отработала неплохо, затем старалась держать скорость на четвертом, когда снова была моя очередь лидировать. Но, видимо, потратила так много сил, что на смене лидера не успела «сесть» за девчонками. Это, безусловно, моя тактическая ошибка: пока я полкруга наверстывала отставание, времени было потеряно немало. Был и еще ряд неточностей по ходу забега, которые помешали нам «зацепиться» хотя бы за бронзу.

     

    — Обидно, наверное, проигрывать польской команде ничтожные 13 сотых секунды?
    — Намного обиднее то, что полячки уже второй раз обходят нас подобным образом. Первый был в олимпийском Ванкувере… В Херенвене они всю гонку провели ровно, в одном темпе. При этом на индивидуальных дистанциях никто из польских девушек высокими результатами не блеснул. Что ж, значит, надо провести работу над ошибками, чтобы не допустить троекратного повторения подобной ситуации.

    — Если обыграть Польшу нам вполне по силам уже сейчас, то голландки и канадки, видимо, убежали далеко вперед?
    — Приходится признать, что так и есть на самом деле. Тут ведь еще какой момент: и в голландской, и в канадской команде есть надежный запасной, девочка, способная бежать на том же уровне, что и три основные спортсменки. Понятное дело, это дает возможность по ходу сезона варьировать состав, где-то давать кому-то отдохнуть. А в нашей команде достойной замены нет, и весь сезон мы, как говорится, работали на износ. Конечно, тройка у нас с Катей Шиховой и Юлей Скоковой сплоченная, мы отлично понимаем и чувствуем друг друга на дистанции. Но ротация состава нам бы очень помогла. К сожалению, Оля Граф, которая здорово бегает длинные дистанции и функционально готова хорошо, для командной гонки по своим скоростным качествам не совсем подходит. То же самое можно сказать и о Жене Дмитриевой. Надеюсь, в следующем сезоне ситуация изменится в лучшую сторону. Во всяком случае, наш тренер Маурицио Маркетто заверил, что командной гонке будет уделяться особое внимание.

    С верой в Маурицио

    — Кстати, о Маркетто. Как итальянский специалист оценил ваше пятое место на дистанции 1500 метров в Херенвене?
    — Здесь мы с ним, можно сказать, сошлись в оценках. Пятое место – это мой лучший показатель на чемпионатах мира, так что строчкой в итоговом протоколе можно быть довольной. А вот если говорить собственно о показанном на дистанции результате, удовлетворения никакого нет. Я, откровенно говоря, рассчитывала пробежать значительно быстрее. Но что поделаешь, если лед был не самого высокого качества.

    — Удивительно слышать такие откровения о катке в Херенвене!
    — Понимаете, это не оправдание, а объективная оценка. Дело в том, что в Херенвене лед никогда не был особо быстрым, если сравнивать с другими равнинными катками. Но есть и другой нюанс. Когда ты катаешься на разминке в пустом зале, покрытие не вызывает нареканий. Но на соревнованиях, когда трибуны битком забиты болельщиками, во Дворце меняются температура, влажность, и лед сразу становится хуже, «медленнее». Если на мужской «полуторке» для попадания на пьедестал хватило результатов в районе 1 минуты 46 секунд, это о многом говорит.

    — Но о самой атмосфере катка в Херенвене, думаю, вы дурного слова не скажете?
    — Да что вы! Выступать здесь – одно удовольствие. Приятно, когда соревноваться приходится при аншлаге, болельщики шумят, поддерживают спорт­сменов. Причем это касается не только голландских конькобежцев. Там есть персональные фан-клубы многих зарубежных спортсменов, в том числе и мой, пусть и не самый многочисленный (улыбается). Представляете, как это вдохновляет, придает уверенности и сил! Здорово, когда вся страна обожает наш вид спорта, а чемпионат мира – в прямом эфире на главных каналах местного телевидения. Чего, к сожалению, не скажешь о российском ТВ…

    — Если вернуться к вашему пятому месту на «полуторке», можно провести параллели с командной гонкой. Секундное отставание от бронзового призера голландки де Фрис не смертельно, а вот до ее соотечественницы Ирен Вюст и канадки Кристин Несбитт – дистанция огромного размера…
    — С этим не поспоришь: Несбитт и Вюст на данный момент действительно вне конкуренции. Это конькобежные уникумы, одаренные от бога. Мы постоянно изучаем их бег чуть ли не под микроскопом, ищем мельчайшие технические нюансы, которые позволили бы если не обыграть Кристин и Ирен, то хотя бы приблизиться к ним.

    — Верите, что это возможно?
    — А почему нет? Ваня Скобрев тоже когда-то занимал пятые-шестые места на крупнейших соревнованиях. А сейчас медаль Олимпиады или чемпионата мира для него – привычное дело.

    — Скобрев добился прогресса после того, как стал работать с Маркетто…
    — А теперь Маурицио возглавляет женскую сборную России. Первый год у нас получился, можно сказать, ознакомительным. Мы привыкали к требованиям нового наставника, он старался узнать как можно больше об индивидуальных возможностях каждой спортсменки. Разумеется, не все поначалу было гладко, не все задуманное тренером нам удалось воплотить на главных стартах сезона. Но дальше, уверена, все будет в порядке. Маурицио сразу сказал нам: «Хочу сделать из вас призеров Олимпиады в Сочи!» И, знаете, мы с девчонками как-то сразу прониклись этой идеей, поверили тренеру.

    Пора подгребать к пьедесталу!

    — И снова возвращаемся в Херенвен. На чемпионате мира вы были включены в предварительную заявку еще на двух дистанциях – 1000 и 3000 метров. Почему в итоге не участвовали в этих забегах?
    — Я себя не настолько хорошо чувствовала, чтобы бежать «тысячу» и «трешку». За несколько дней до чемпионата мира простудилась, появился кашель – в общем, было такое нехорошее предболезненное состояние. Мы с тренерами долго обсуждали, стоит ли бежать 1000 метров, и, в конце концов, пришли к решению не рисковать и поберечь силы. Тем более что впереди была командная гонка, на которую делалась серьезная ставка.

    — Если говорить об итогах сезона в целом, нельзя не вспомнить московский чемпионат мира в классическом многоборье, прошедший в «Крылатском» в середине февраля. Ваше десятое место по сумме четырех дистанций – объективный результат или акцент все же делался на мартовское первенство мира в Голландии?
    — Прежде всего, напомню, что коньки – уникальный вид спорта, в котором по ходу одного сезона проходит чемпионат Европы и сразу три чемпионата мира: в спринтерском, классическом многоборье и на отдельных дистанциях. Представляете, как приходится ломать голову тренерам, чтобы спланировать у спорт­сменов несколько пиков формы! При этом все равно приходится выбирать, на каком турнире сделать основной акцент. В нынешнем сезоне такая ставка делалась на московский и голландский чемпионаты мира. Так вот, мое десятое место в «классике» – это неплохой результат. Конечно, не «шестерка» сильнейших, в которую хотелось бы попасть. Но, с другой стороны, могу порадоваться, что пробежала все четыре дистанции, а не была, как случалось раньше, отсеяна перед забегом на 5000 метров.

    — В «Крылатском» вам явно не удалась «полуторка», над которой вы в последнее время усиленно работаете: лишь 15‑е место, три секунды проигрыша бронзовому призеру…
    — Здесь объяснение лежит на поверхности. Одно дело – бежать полторы тысячи «на свежачка», как в Херенвене. И совсем другое – в рамках многоборного чемпионата, на следующее утро после выматывающего забега на три километра. Я тогда просто не успела восстановить силы, которых в первый день турнира потратила уйму. Впрочем, это не оправдание. Если ты хочешь бороться за призовые места в классическом многоборье, надо уметь распределять силы на все дистанции. Маурицио, кстати, постоянно настраивает на самый высокий результат. Думаю, что в следующем сезоне обязательно подниму себе планку в «классике» – пора подгребать к пьедесталу!

    Взять пример с воеводы

    — Любой разговор с представителями зимних видов спорта сейчас невозможен без упоминания Сочи. Как скоро российские конькобежцы получат возможность опробовать лед нового олимпийского катка?
    — Если верить официальному календарю Международного союза конькобежцев, чемпионат мира на отдельных дистанциях в следующем году должен пройти именно в Сочи. То есть этот олимпийский объект должен быть сдан в эксплуатацию меньше чем через год. Надеюсь, что наша сборная успеет побывать там еще до начала чемпионата мира, чтобы опробовать лед, привыкнуть к обстановке. Хотя основная подготовка к этому турниру наверняка пройдет в других, проверенных местах, которым отдает предпочтение Маркетто.

    — Что это за места?
    — Ну конечно же, Италия (улыбается). А вкатывание Маурицио предпочитает проводить в немецком Инцеле. Там очень хорошие природные условия: трассы для велосипедных тренировок, горы… И, разумеется, качественный лед.

    — Сколько понадобится времени, чтобы привыкнуть к сочинскому льду?
    — Пока сложно сказать. Если его всегда будут готовить одинаково, то достаточно одного тренировочного сбора.

    — А можно ли рассчитывать, что «свой» лед «сыграет» за россиян на Олимпиаде так же, как, например, это может сделать санно-бобслейная трасса?
    — Нет, в коньках такое невозможно. Слишком многое будет зависеть от жеребьевки – насколько скоро нам выпадет выйти на старт после очередной подготовки льда – и от других факторов: влажности воздуха, температуры во дворце. А эти условия, как вы понимаете, одинаковы для всех спортсменов.

    — Если не ошибаюсь, конькобежный дворец в Сочи – объект временный, после Игр его планируют демонтировать…
    — Да, я тоже слышала об этом. Что тут скажешь: конечно, жаль, что одним катком в стране станет меньше. Здесь ведь можно говорить о двух путях развития конькобежного спорта в России. Если мы хотим бросить все силы на домашнюю Олимпиаду и для этого готовы идти на временные, пусть и очень значительные затраты, тогда стратегия понятна. Но если существует какая-то долгосрочная программа планомерного развития нашего вида спорта, то мы должны бережнее относиться к каждому новому спортивному объекту. Тем более что их в России раз, два и обчелся.

    — Возможно, у катка не видят перспектив в не самом «конькобежном» южном регионе страны?
    — Конечно, определенная логика в этом есть. Но, с другой стороны, кто сказал, что среди здешних мальчишек и девчонок не найдется талантливых конькобежцев? Ведь смог же коренной сочинец Алексей Воевода завоевать олимпийскую медаль в бобслее! Почему же его путь, только в коньках, не могут повторить другие представители нашего города-курорта, да и всего южного региона?


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»