В самом начале января знаменитому защитнику ЦСКА, обладателю олимпийского золота Саппоро-1972 и Инсбрука-1976, восьмикратному чемпиону мира исполнилось 67 лет. Однако Владимир Лутченко в столь солидном возрасте не только выходит на лед в составе команды «Легенды хоккея», но и продолжает сотрудничать сразу с двумя клубами НХЛ. Об этом, а также о своем отношении к изменениям в правилах хоккея, об уровне КХЛ в целом и об игре нынешнего ЦСКА в частности Лутченко поведал в интервью «Спорту День за Днем».
Без прошлого нет будущего
— Владимир Яковлевич, как себя ощущаете в роли одного из самых опытных в клубе «Легенды хоккея»?
— Вы хотели сказать — в роли одного из самых старых? (Смеется.) Здорово, что у нас существует этот клуб, который дает нам толчок к дальнейшей жизни, позитивное настроение. Это касается и поддержания физической формы, и общения, и участия в различных мероприятиях. Кстати, клуб «Легенды хоккея» немало делает и для пропаганды нашего вида спорта, развития детского спорта: мы часто проводим мастер-классы.
— Не так давно команда «Легенды хоккея» приняла участие и в благотворительном матче в поддержку Федора Канарейкина…
— Мы не могли не откликнуться на эту акцию поддержки. Не буду говорить громких слов, но Федор — действительно прекрасный в прошлом хоккеист, а ныне тренер, который выигрывал золотые медали чемпионата страны. Он не только большой специалист, но и член нашего клуба «Легенды хоккея». Ему необходима наша поддержка, в том числе и в моральном плане. Очень хотелось бы, чтобы Федор победил тяжелую болезнь.
Конечно, как сказал перед этим благотворительным матчем сын Канарейкина Леонид, лучше было бы проводить такие встречи на льду по более радостным и праздничным поводам. Тем более что это наверняка интересно болельщикам старшего поколения, которые ходили на хоккей и видели всех этих хоккеистов в расцвете сил. А для молодежи матчи ветеранов полезны потому, что они помогают наглядно изучать и помнить историю отечественного хоккея. Ведь не зря говорят, что без прошлого нет будущего (улыбается). Да мы и сами росли на подобных примерах. Но главное — чтобы здоровье было. Так что стараемся поддерживать его занятиями в клубе.
— Двух тренировок в неделю хватает, чтобы держать себя в форме?
— Вполне. Мы даже ждем этих занятий с некоторым нетерпением, потому что они дают возможность почувствовать себя молодым, оживить в памяти ощущения давно прошедших лет и не думать о возрасте. Конечно, скорости у нас уже не те, но стремление обыграть соперника в каждом эпизоде, одержать победу в матчах все равно осталось. Как и желание получить удовольствие от хоккея.
— Следующий вопрос задаю практически всем вашим партнерам по команде «Легенды хоккея». Не маловато ли было матчей в первом сезоне Лиги легенд? Вам хотелось бы играть почаще?
— Думаю, это издержки первого сезона Лиги легенд. В будущем, наверное, игр будет больше. Тем более что уже вроде бы откликнулись на приглашение присоединиться к турниру канадцы и американцы. Без них явно не хватало какой-то изюминки (улыбается). Но здесь еще нужно делать поправку на возраст игроков. А что касается итогов первого сезона, я бы обязательно отметил, как были заполнены трибуны «ВТБ Ледового дворца» на финальных матчах. Говорят, на финал Россия — Чехия билеты было не достать! А если народ идет на игры ветеранов, для ребят это служило мощнейшей мотивацией. С каким азартом они играли и против финнов, и против чехов! При таком стечении публики никак нельзя было ударить в грязь лицом.
Не надо стесняться перенимать у НХЛ все лучшее
— Чем вы сейчас занимаетесь, если оставить за скобками тренировки и игры в клубе «Легенды хоккея»?— Во-первых, курирую один из дивизионов Ночной хоккейной лиги. Вместе с Александром Голиковым отвечаем за дивизион «Юг». А во-вторых, работаю скаутом клуба НХЛ «Нью-Йорк Рейнджерс».
— На кого из наших молодых дарований вы рекомендовали обратить внимание заокеанским партнерам?
— К сожалению, здесь не обойтись без печальных воспоминаний. Алексей Черепанов из Омска был выбран «рейнджерами» на драфте, но трагическая смерть не позволила этому талантливому хоккеисту попробовать себя в НХЛ. Жалко, такой хороший парень был… Если говорить о других наших ребятах, которые при моем участии уехали за океан, можно назвать, например, Артема Анисимова, играющего сейчас за «Чикаго». Но здесь роль скаута не первостепенна. Главное — драфт, когда клубные менеджеры по ходу семи раундов имеют возможность выбирать среди нескольких кандидатов. Многое зависит и от порядкового номера выбора в каждом раунде, и от конкуренции со стороны молодых игроков из других стран — Финляндии, Чехии, Швеции. А в последние годы у НХЛ появился серьезный конкурент в лице Континентальной хоккейной лиги. Теперь многие наши талантливые ребята не спешат уезжать за океан, предпочитая окрепнуть и набраться мастерства дома. И прекрасно здесь себя чувствуют.
— Прошлым летом имело место настоящее паломничество российских хоккеистов разных мастей и возрастов за океан, что дало повод многим специалистам и болельщикам говорить о снижении уровня чемпионата КХЛ в нынешнем сезоне. А вы с этим согласны?
— Я бы не стал категорично утверждать, что уровень нашей лиги резко снизился. На мой взгляд, единственной значительной потерей для КХЛ стал отъезд Артемия Панарина. А остальные перемещения игроков через Атлантику, думаю, существенного влияния на ранг КХЛ не повлияли.
— А в целом Континентальная хоккейная лига на восьмом году своего существования продолжает поступательно двигаться вдогонку за НХЛ?
— Сложно сказать. Вы же видите, какая сейчас в мире и у нас в стране сложилась экономическая ситуация, которая напрямую влияет на развитие всех видов спорта, в том числе и хоккея. Все эти проблемы, кризисы… Но все же можно говорить, что КХЛ держится на определенном уровне, входящие в нее клубы показывают неплохой хоккей. А в плей-офф и вовсе борьба идет захватывающая и непредсказуемая. Конечно, нужно стремиться к лучшему и не стесняться перенимать у НХЛ все лучшее. Те же канадцы после Суперсерии 1972 года многое позаимствовали у советского хоккея, потому у них и лига постоянно растет и совершенствуется.
Щитки у вратарей уже и так, как у футболистов
— Хотелось бы узнать мнение великого защитника, в чем причины нынешних проблем российского хоккея — и российской сборной — с качественными игроками обороны? Их плохо готовят, обучают еще на детском уровне или нынче просто «неурожайные» годы?
— Я бы посмотрел на ситуацию под другим углом. Сейчас просто хоккей стал другим. И правила многие изменились. Скажем, отменили red line offside — возможно, рассчитывали таким образом увеличить динамику, темп игры. А получилось наоборот. В какой-то степени защитникам стало легче играть. Но когда они приезжают на международные турниры и сталкиваются с более интенсивной игрой, с большим силовым давлением, то, естественно, начинают чаще ошибаться. Однако в целом я бы не хотел говорить, что у нас все так уж плохо с защитниками. Многое ведь еще зависит от результатов сборной. Выигрывает она чемпионат мира — значит, все нормально. А проигрывает — все плохо, и с защитниками беда.
— Кого бы вы персонально могли выделить из нынешних игроков обороны, чья игра соответствует уровню национальной сборной?
— Не хотел бы этого делать (улыбается). Я все-таки больше слежу за молодежью.
— Тогда спрошу об изменениях в правилах, тем более что вы сами об этом упомянули. Отмена офсайда на красной линии, расширение зон атаки, гибридные пробросы и прочее — все это пошло на пользу игре?
— Откровенно говоря, я сам уже запутался во всех этих нововведениях и даже не пытаюсь вникнуть в них. Просто смотрю матчи, не обращая внимания на поправки в правилах. Корректировки вносят чуть ли не каждый год, а за шайбой все равно бежать надо при том же пробросе (смеется).
— На повестке дня очередные революционные предложения: увеличить размеры ворот, урезать вратарскую амуницию…
— Да уж и так обрезали, куда же дальше-то? Щитки у вратарей, по-моему, уже стали как у футболистов (улыбается). Конечно, могу понять тех, кто хочет через эти нововведения повысить результативность матчей… Единственное, что могу приветствовать, — это проведение овертаймов в формате «три на три». И то это более актуально для НХЛ, где площадки меньше. А как у нас это будет выглядеть — вопрос.
Главное, чтобы у ЦСКА хватило сил на плей-офф
— А КХЛ не стоит переходить на уменьшенные площадки?
— Думаю, этот вопрос можно было бы обсудить. Игры наверняка стали бы более интересными. Когда приходится бывать во Владивостоке, — а там площадка как раз «канадских» размеров, — хоккей смотрится по-другому, в нем больше динамики. Возможно, отчасти игра становится бесшабашной, но в зрелищности точно добавляет. Аналогичная ситуация и в Германии, где тоже много маленьких площадок. Вроде бы в местных клубах и настоящих мастеров единицы, но все два часа «грязного» времени, что длится матч, пролетают на одном дыхании. Нет такой тягомотины, как зачастую бывает у нас на больших площадках.
— Ваше мнение о нынешнем ЦСКА, который второй сезон подряд становится безоговорочно лучшим в регулярном чемпионате?
— Это здорово! Вроде как все идет по плану. Но впереди — Кубок Гагарина, в преддверии которого необходимо сохранить силы. Потому что движение на высоких скоростях — отличительная черта сегодняшнего ЦСКА. Ребята играют с такой интенсивностью — я не люблю слово «работают», хотя многие специалисты его употребляют… Так вот армейцы играют интенсивно, в давление, но главное — чтобы хватило сил на плей-офф. И еще один плюс ЦСКА — наличие хорошего молодого вратаря Ильи Сорокина.
— Можно ли сравнивать игру нынешней армейской команды с манерой и стилем ЦСКА времен Анатолия Тарасова и Виктора Тихонова?
— Общие черты, безусловно, есть. Может быть, мастерства у нынешних армейцев меньше, но вот эти прессинг, давление, постоянная заряженность на атаку всегда были присущи хоккеистам ЦСКА.
— Не станете спорить, что армейцы — главные претенденты на Кубок Гагарина в нынешнем сезоне?
— Конечно, не стану (улыбается). Мне, как бывшему игроку ЦСКА, очень хотелось бы увидеть команду Дмитрия Квартальнова на вершине.
— Кто в предстоящем плей-офф может составить красно-синим реальную конкуренцию?
— Нельзя сбрасывать со счетов питерский СКА, магнитогорский «Металлург». Ярославский «Локомотив» провел регулярный чемпионат очень уверенно. Впрочем, в плей-офф любой соперник серьезный. Сколько, например, в НХЛ было случаев, когда команда едва влезает на восьмое место, а потом выстреливает, обыгрывает фаворита и едва ли не становится обладателем Кубка Стэнли. Так что в плей-офф можно ждать любых сюрпризов.