Уже после восьмого этапа «Тур де Франс» стала понятно, что Лэнс Армстронг не сможет претендовать на подиум в генеральной классификации гранд-тура. Оставляет желать лучшего и выступление его американской команды «Радио Шэк», которая до старта «Большой петли» считалась сильнейшей среди 22 велогрупп, принимающих участие во французской супермногодневке. Корреспондент «Спорта» попросил прокомментировать текущие события гранд-тура спортивного директора «Радио Шэк» нашего земляка Вячеслава Екимова.
Парни попали в мясорубку
— В лагере «Радио Шек» до сих пор царит полнейшее уныние и разочарование?
— Унывать некогда — этапы каждый день. «Большая петля» только преодолела свой экватор. Хотя обстоятельства сложились для нас таким образом, что радоваться нечему. Неприятности Лэнса начались еще на четвертом этапе между Бельгией и Францией. Заключительная часть гонки прошла по булыжной трассе. По тактическому сценарию «Радио Шэк» должен был на этом этапе отработать так, чтобы у Лэнса появилось преимущество над Контадором и Шлеком в генеральной классификации. Но команда не сумела организовать семикратному победителю «Тур де Франс» надлежащую поддержку.
— Титулованные оруженосцы Армстронга оказались в плохой форме?
— Ребята действительно проехали неудачно. Но стоит сделать скидку на то, что гонка получилась чересчур напряженной. Когда парни попадают в такую мясорубку, они уже не могут адекватно воспринимать подсказки по рации своих спортивных директоров — над гонщиками довлеет инстинкт самосохранения.
— Введя в маршрут гранд-тура этап по брусчатке, организаторы «Большой петли» хотели провести аналогию с легендарной гонкой Париж — Рубе. Как вы считаете, это новшество было оправданным? Все-таки этап изобиловал падениями.
— Супермногодневка и без этого этапа сложна и опасна. Поэтому брусчатку можно было опустить. Организаторы «Тур де Франс» насмотрелись старых фотографий гонки. Там участники гранд-тура, действительно, по бездорожью ездили — потому что хороших трасс тогда еще не было. Французы захотели перелистать страницы истории, придумав эту «изюминку». Но в современном профессиональном велоспорте в таких фишках уже нет острой необходимости. Лучше бы придумали какой-нибудь интересный скоростной финиш, например. Зачем нырять с головой в историю, впадая в крайности? Если раньше легендарная гонка проходила на энтузиазме людей, то сейчас все по-другому — современные велосипеды и оборудование, хорошие призовые и зарплаты.
Меня чуть не сделали крайним
— Кстати, о зарплатах. Руководство казахстанской «Астаны», где вы работали еще в прошлом сезоне, не скрывало, что лидер команды испанец Альберто Контадор как действующий победитель «Тур де Франс» должен получать годовую зарплату не меньше 2,5 миллиона долларов. В «Астане» Альберт остался только из-за высокой зарплаты?
— Ему по большому счету и некуда было уходить. Потому что далеко не все команды могут удовлетворить его финансовые запросы и укомплектовать свой состав таким образом, чтобы организовать испанцу хорошую поддержку на «Большой петле». Вот Альберто и решил остаться королем. Тем более казахи ему еще два мешка денег насыпали. Контадор наряду с Армстронгом — самые высокооплачиваемые велогонщики современности. Следующие за ними топ-десять гонщиков имеют годовые оклады на уровне от миллиона до полутора миллионов евро.
— Какие у вас остались впечатления от работы в «Астане»?
— Двойственные. Так как я владею русским языком, на меня кроме прямых обязанностей были возложены и функции переводчика между генеральным менеджером команды бельгийцем Йоханом Брюнелем и спонсорами «Астаны». Это была не самая простая часть работы. Трудность заключалась в разнице менталитета Брюнеля и спонсоров. Я пытался объяснить позицию казахов. Но Йохан многого не понимал. То же самое было и с казахами — они иногда не могли понять Брюнеля. Телефон звонил без конца. В итоге казахи меня едва не сделали крайним, упрекнув, что мой перевод не соответствовал действительности. Типа я в свою игру играл. Было неприятно.
— Давайте еще немного о неприятном поговорим. Имею в виду восьмой этап «Тур де Франс», который фактически поставил крест на всех мечтах Армстронга финишировать на подиуме в генеральной классификации.
— У Лэнса в тот день было три падения — это слишком много. Одно из них произошло на большой скорости. В результате Армстронг получил сильный ушиб берцовой кости. После первого падения Лэнс поднялся. Казалось, еще был шанс исправить положение. Окончательно тучи сгустились после третьего падения. Очевидно, что это был не его день и не его гонка.
— После такого фиаско Йохан Брюнель решил немного поменять командную стратегию?
— Да, теперь уже тяжело что-то говорить о генеральной классификации. На данный момент только американец Леви Лефаймер занимает место в топ-10. Может быть, когда не нужно будет работать на Армстронга, Леви сможет показать что-то выдающееся? Лэнс же будет нацеливаться на победу в этапах. Как, впрочем, и немец Андреас Клоден, американец Крис Хорнер, украинец Ярослав Попович. Также наша цель — победа «Радио Шэк» в командном зачете.
Бюджет еще не гарантия победы
— В отсутствие конкуренции со стороны Лэнса Армстронга Альберто Контадору вряд ли кто-то помешает в третий раз триумфально проехаться в желтой майке лидера по Елисейским Полям?
— Я бы не стал так говорить. Контадор сейчас не в самой оптимальной форме. Люксембуржец Энди Шлек просто так ему майку не отдаст. Все будет решаться на самых тяжелых горных этапах в Пиренеях.
— Каков потолок Дениса Меньшова на нынешней «Большой петле»? Ведь на «Тур де Франс» капитан голландской команды «Рабобанк» никогда особо не блистал.
— Денис — темная лошадка, которая может удивить всех. Меньшов очень экономичный парень. Никогда не выпячивается, скромничает, но исправно набирает секунды, минуты. Сейчас Денис демонстрирует хорошую физическую форму. Посмотрим, хватит ли у него запаса прочности до конца гранд-тура.
— А чем на дорогах Франции способна удивить единственная российская команда «Катюша» с ее неслабым бюджетом в 18 миллионов евро?
— Бюджет — это одно из основных условий содержания и развития команды. Но давайте посмотрим, кто есть в «Катюше» из звезд. У «Саксобанка» при меньшем бюджете есть братья Шлеки и Фабьен Канчеллара. А кто есть у «Катюши»? Лучшие годы 38-летнего австралийца Робби Макьюэна уже позади. Что выиграл Филиппо Поцатто за последние два сезона? Считаю, что с таким бюджетом можно было покупать более серьезных гонщиков. Возможно, в команде прослеживаются ошибки менеджмента. Лично я бы на месте Андрея Чмиля подписывал не заслуженных ветеранов, а, например, 25-летнего немца Тони Мартина, который уже сейчас может выйти на трассу и порвать всех. Сейчас же у «Катюши» лучший испанец Хоакин Родригес, а Владимир Карпец из-за травмы левой руки снялся с гонки.