Самым стабильным игроком в составе сборной России на завершившемся в воскресенье Кубке мира главный тренер Евгений Трефилов назвал Людмилу Бодниеву. Именно с ней по окончании финального матча побеседовала корреспондент «Спорта».
Год назад узнала, каково играть при полных трибунах
– Вас наверняка переполняют эмоции от победы?
– Какие эмоции? Кубок мира – рядовой турнир. Победа в нем нам, правда, далась тяжело, все матчи получились очень напряженными. Если учесть, что соревнования в Дании мы рассматривали как заключительный этап подготовки к декабрьскому чемпионату Европы (7–17 декабря. – «Спорт»), то неважно, что мы победили. Важно, как играли. Тренер сделал нам много замечаний по тактике. Так что есть еще над чем работать.
– Какие команды будут главными конкурентами для российской сборной на первенстве континента?
– Да все те же – Венгрия, Норвегия, Испания, Румыния и, конечно, Дания.
– В вашей коллекции уже много всевозможных наград. Какие у вас остаются стимулы для продолжения карьеры?
– Вообще-то мне еще много чего хочется выиграть. Олимпиаду, например. Тот же чемпионат Европы. А на клубном уровне – Лигу чемпионов. Так что мне еще есть к чему стремиться.
– Какая победа для вас дороже всего?
– На данный момент – на прошлогоднем мировом первенстве в Петербурге. Когда мы выиграли свой первый чемпионат мира пять лет назад, то еще не были такими амбициозными. А в прошлом году настраивались исключительно на победу. До петербургского чемпионата я не знала, каково играть при полных трибунах. Это не просто помогает, а подгоняет вперед. Вообще, я помню все свои победы. Запоминается именно настроение после выигрыша. Когда меня назвали самым ценным игроком ЧМ-2005, я поначалу даже не поняла этого. Так радовалась победе!
– А когда услышали, чему больше порадовались?
– Все равно нашей победе. Личный приз – это просто приятно, но не более того. А подлинное счастье я испытываю только при выигрыше. Чувство победы перевешивает все. Когда же моя команда уступает, хочется переиграть матч заново. Иногда поражение бывает так обидно, что потом еще очень долго переживаю. Выходя на площадку, я всегда помню, как закончилась наша прошлая игра с этой командой-обидчицей. Если мы проигрывали, у меня появляется дополнительная мотивация для победы.
На площадке подружек нет, но…
– По амплуа вы – линейная. Игрокам на этой позиции достается больше всех – постоянные удары, толчки, зацепы, порой весьма болезненные. Как же получилось, что вам досталась такая неблагодарная роль на площадке?
– Я еще будучи ребенком тренировалась с девочками на два года старше. Потом так получилось, что они одновременно ушли из команды, и тренер поставил меня линейной. Я тоже не знаю игроков, которые мечтали бы играть линейным. Но на тот момент мне просто хотелось играть. Тем более появилась возможность попасть во взрослую команду.
– Вы можете в игре на грубость ответить грубостью?
– Гандбол – контактный вид спорта, в котором грубость – это проявление эмоций. Я преднамеренно никогда никого не ударю и не поступлю грубо. Потому что если играешь корректно, то в ответ получишь такое же отношение. Если «по-свински», то и сам пострадаешь. Кроме того, я придерживаюсь мнения, что на площадке подружек не бывает. Каждая должна выбрать свое место и бороться за него. Это место завоевывается на тренировке. Нужно доказать себе и другим, на что ты способна и чего заслуживаешь. С другой стороны, из всякого правила есть исключения. Например, у меня есть подружки в сборной России, которые выступают за «Ладу». И когда вскоре после чемпионата мира мне в Еврокубке пришлось играть против тольяттинского клуба, и я, и они чувствовали себя не очень уютно. Точнее, мы еще не могли воспринимать друг друга как соперниц.
– Вы уже четвертый сезон выступаете за словенский «Крим», хотя у вас наверняка были более заманчивые, по крайней мере в финансовом плане, предложения от других европейских клубов. Почему отказывались от перехода?
– Я действительно пару раз подумывала об уходе в датский «Слагелсе». Но потом решила, что по совокупности компонентов мне больше подходит «Крим». Эта команда – вне конкуренции в чемпионате Словении. Кроме того, «Крим» – двукратный победитель Лиги чемпионов и Суперкубка Европы. Так что клуб очень сильный. Кроме того, словенский язык оказалось выучить совсем несложно, все-таки он на русский похож. Бытовые и финансовые условия меня вполне устраивают. Клуб обеспечил нас всем необходимым: машиной, квартирой. Так какой смысл отсюда уезжать?
Хочу выигрывать все!
– Бывали у вас ситуации, когда вам хотелось бросить спорт?
– Да. Думаю, такое случается со всеми спортсменами после неудач или разочарований. И у меня было мимолетное желание все бросить. Не потому, что надоело играть. Из-за какой-то неприятной ситуации, которой сейчас даже не помню. Я закончу спортивную карьеру, только если семейные обстоятельства выйдут в моей жизни на первый план. Заставлять себя играть я никогда не буду. Даже ради денег. Но пока я о семейной жизни не думаю и продолжаю заниматься любимым делом.
– На какой результат сборная России рассчитывает на предстоящем чемпионате Европы?
– Настраиваемся на победу. А как получится, увидим. Я – реалист, никогда не говорю «хочу». Я так хотела выиграть Олимпиаду в Афинах, а в итоге даже туда не попала. На следующие Игры в Пекин также очень сильно хочу, но никому не скажу, что я туда поеду. Я очень суеверный человек. У меня даже есть свои приметы. Раскрывать их не буду, а то не сбудутся.
– Ваша главная цель в гандболе?
– Хочу выигрывать все! Все соревнования, в которых приходится принимать участие. Неважно, Олимпиада ли это или какой-нибудь коммерческий турнир.