До Олимпиады в Сочи — один год! По телевизору объявили, что вся страна будет праздновать это событие. Даже президент России Владимир Путин отложил все свои дела и отправился в эти дни с инспекцией по олимпийским объектам. Ведь если что-то в феврале 2014 года пойдет не так, можно и на весь мир опозориться. Однако чиновники всех мастей заявляют, что все будет хорошо. Журналисты «Спорта день за днем» в честь знаменательной даты решили рассмотреть такие грани Олимпиады, как обучение волонтеров (волонтер, как известно, лицо Игр, и в Лондоне, например, это лицо было отнюдь не самым приятным) и готовность Петербурга к Сочи-2014. Не забыли и про президента, который вчера раскритиковал строителей, потративших слишком много денег…
Путин раскритиковал сочинскую стройку
Вчера президент России Владимир Путин провел жесткую инспекцию олимпийских объектов. Больше всего вопросов вызвал трамплинный комплекс «Русские горки», который будет сдан лишь в июле 2013 года, с задержкой на два года.
За эту оплошность перед президентом пришлось отчитываться курирующему подготовку к Играм вице-премьеру Дмитрию Козаку, который как раз таки и имел неосторожность сказать, что изначально сдача планировалась на июнь 2011 года. Путин стал задавать неудобные вопросы, в частности, спросил, кто виноват в содеянном. Козаку ничего не оставалось, кроме как «свалить вину» на прежнего главного акционера ОАО «Красная Поляна». Мол, не провел человек своевременно необходимую работу, после чего в мае 2012 года контрольный пакет этого ОАО приобрел Сбербанк.
После Путин спросил, сколько денег потрачено на проект «Русские горки». Козак ответил прямо: «Стоимость возросла с 1,2 миллиарда до 8 миллиардов рублей». Путин развернулся и направился к выходу из помещения, бросив напоследок явно саркастично: «Хорошо работаете».
Посещая другие объекты, президент, ставя вопросы, также требовал четких однозначных ответов. Словом, шутки в сторону, это вам не стадион «Зенита», где все как будто не по-настоящему.
Директор Центра привлечения волонтеров к Олимпиаде «Сочи-2014» Марина Линович:
«Наша задача – улучшить настроение любому обратившемуся»
Информацию о сочинских волонтерах мы получили из первых рук — Марина Линович открыла секреты олимпийской кухни.
— Марина, представьте себе, что перед вами энергичный молодой человек лет двадцати пяти, мечтающий потрудиться в Сочи во время Олимпиады. У него еще остаются шансы? Не все места уже заняты, не все необходимые волонтеры набраны?
— Если вы владеете английским языком на уровне свободного общения, то да, шансы есть, потому что есть еще места.
— Но конкурс-то большой?
— Огромный. У нас конкурс при наборе волонтеров в Петербурге самый большой по России.
И без всякой коррупции
— У вас гендерные какие-то предпочтения есть? Подсказываю: парни повыносливее, как правило, могут ночью трудиться…
— Это категорически запрещено законом.
— Чтобы оставаться в правовом поле, снимаю свою подсказку.
— У нас ни по гендерным мотивам, ни по религиозным, ни по национальным, ни по возрасту отказов быть не может.
— И по возрасту? А мне всегда казалось, что волонтерство — дело молодое.
— Все желающие, прошедшие первое интервью, допускаются к тестам. Если по их результатам набранный уровень баллов соответствует проходному, английский сдан, то соискатель…
— …станет волонтером?
— Не торопитесь. Соискатель выходит на решающее интервью. Длится оно не менее получаса, задается очень много вопросов по самым различным темам, создается общее представление о человеке, после этого вновь выставляются суммарные баллы. И лишь затем мы выбираем лучших из лучших. Похоже на вступительные экзамены в престижный университет или в престижный офис.
— Значит, у вас коррупция должна процветать.
— (Смеется.) Пока обходимся без нее.
— Марина, вы ведь уже, без сомнения, не раз посещали столицу Игр.
— Да, конечно.
Классная будет деревня
— Где будут жить волонтеры? Они добровольцы, которым несказанно повезло не просто побывать на Олимпиаде, не просто посмотреть соревнования сильнейших спортсменов планеты вблизи, но и стать полноправными участниками Игр. Но позаботиться о них все же надо. Где они будут жить, кто и где будет их кормить?
— А для волонтеров строится целая «деревня», которая так и будет называться — Деревня волонтеров.
— Видимо, в Адлере?
— Пока точно сказать не могу. Но там будут проживать около 16 тысяч волонтеров. И жизнь у них, можете не беспокоиться, будет яркая и насыщенная. Ведь это в основном молодые люди, для которых заранее продумана целая система интересных мероприятий. Волонтер, отработав смену, включается в общественную жизнь деревни. Для них предусмотрены многочисленные экскурсии, билеты на соревнования. Естественно, волонтерам предоставляется форма, во время рабочих смен их кормят. Таким образом, человек едет выполнять работу, за которую ему не платят, но он обеспечен комфортабельным жильем и интересной программой. Работа ответственная, но смены не затяжные.
Помочь всем, кто в этом нуждается
— Считайте, Марина, что вы меня уговорили и что я прошел отбор. Как проходит обучение волонтера?
— Первый этап длится три-четыре дня. Это, если так можно выразиться, общеобразовательный этап, посвященный тому, что такое Олимпиада, и истории Игр.
— Считайте, что сдал экстерном.
— А дальше уже — обучение общению. Тут множество новых методик. Но программа обучения у всех волонтеров одна, общая для всех волонтерских центров. Затем обучение функционалу. Подключаются специалисты из Сочи, которые объясняют, что делать человеку уже на конкретном рабочем месте. В процессе тренинга определяются лидеры, которые в дальнейшем обучаются отдельно. Это люди, которым уготована роль проводников между оргкомитетом и остальными волонтерами. Завершающий этап — обучение на объекте. Многоступенчатая система.
— Каковы задачи, решение которых оргкомитет Олимпиады возлагает на волонтеров?
— Их очень много, но основная из них заключается в том, что кто бы ни подошел к волонтеру — ушел бы с улучшившимся настроением. Понимаете, волонтер в любом случае должен помочь тому, кто к нему обратился. Каким бы нелепым ни показался вопрос. Помоги сам, не можешь — направь туда, где помогут, но как минимум создай человеку хорошее настроение. Все остальное сравнимо с какой-то обычной работой. А вот это — главное!