• Дети разных народов

    19.06.07 16:01

    За последние годы мы привыкли к тому, что каждое межсезонье хоккейную Россию буквально наводняют легионеры из различных европейских стран и посланцы Северной Америки. Не станет исключением и нынешняя «предсезонка». В преддверии возвращения из отпусков сильнейших российских клубов «Спорт» вспоминает о том, какие легионеры приезжали в суперлигу в последние годы.

    Чешское направление давно и прочно стало самым развитым. И виной тому не только классная работа менеджеров и агентов из страны Ягра и Гашека, но и отсутствие языкового барьера. Первооткрывателями чешского направления стали омичи, зимой 2002 года выписавшие из Праги Мартина Прохазку и Павла Патеру. Через год в Омск перебрался и Томаш Власак. Однако настоящий чешский бум в «Авангарде» пришелся на локаутный сезон, в ходе которого менеджеры «ястребов» выписали из родного Кошице мирно прохлаждавшегося Яромира Ягра.

    Хватало чехов и в Магнитогорске, который пошел по омскому пути, пригласив сначала Марека Сикору на должность главного тренера, а затем начал приглашать чешских легионеров. Но по-настоящему яркое впечатление оставил лишь Петр Сикора, в год локаута нашедший пристанище на Урале. Впрочем, чемпионами тогда «сталевары» не стали, а к следующему золоту магнитогорцев привели Ян Марек и его партнер по чудо-тройке Ярослав Кудрна.

    Иная ситуация складывается в отношении словаков. Пожалуй, лишь Ладислав Черны и его партнер по сборной Рихард Капуш, поигравший за Омск и Кузню, смогли оставить заметный след в сильнейшей хоккейной лиге Европы. Черны даже был капитаном тольяттинской «Лады», став первым в истории российского хоккея капитаном из дальнего зарубежья. Большего ждали в Питере от словацкого голкипера Яна Лашака, остановившего сборную России в финале чемпионата мира в 2002 году в Гетеборге. За главным словацким бомбардиром Мартином Бартеком долгое время гонялось «Динамо», а затем и Новокузнецк. Но, подписав контракт с «Металлургом», Мартин за четыре месяца забил лишь два гола и был отправлен восвояси.

    В отличие от чехословацкого, «скандинавское» направление (Швеция, Финляндия) практиче­ски не замечено клубами суперлиги. На ум приходит разве что сезон-1997/98, когда в СКА Бориса Михайлова не без успеха играли шведы Райне Раухала и Иоаким Мусакка. Конечно, можно вспомнить приезд все в тот же Питер Михаэля Нюландера, но ни в СКА, ни впоследствии в Казани он себя никак не проявил. В Нижнекамске неплохой сезон провел чемпион мира 1995 года финн Терро Лехтеря. По-настоящему звездный сезон в России провел лишь Юсси Марканен, благодаря которому «Лада» в локаутный год добралась до финала плей-офф. Но все же финнам и шведам в России адаптироваться крайне сложно. Иная ситуация с канадцами. Первым посланцем Страны кленового листа в суперлиге стал тольяттинец Венсан Риндо, с ходу занявший место в воротах «Лады», но впоследствии проигравший конкуренцию юному уроженцу Тольятти Илье Брызгалову.

     

    Вслед за волжанами выписывать вратарей из Америки стали и другие клубы. Дальше остальных пошел уже упомянутый «Ак Барс», подписавший Фредди Брэтуэйта, который за год стал своим в «Ак Барсе». Подвиг соотечественника годом позже повторил магнитогорец Трэвис Скотт. Самым же загадочным персонажем вратарской легионерской линии можно признать канадского индейца Нормана Маракла. Матчи-шедевры он чередовал с провалами, а из серьезных побед можно вспомнить только выигрыш Кубка европей­ских чемпионов с «Авангардом».

    Прямая речь

    Дома хорошо, но в России лучше

    Нападающий «Сибири» Милослав Ковачек пал жертвой лимита на легионеров. Ему не нашлось места в «основе» новосибирского клуба, несмотря на действующий контракт. И все же Новосибирск Ковачек покидает без обид, готовясь примерить форму словацкой «Нитры».

    – Непросто выдерживать конкуренцию?
    – Не сложнее, чем в той же Швеции или Чехии. Там, где сильный чемпионат, всегда непросто пробиться. Тем более в России, где очень много сильных хоккеистов. На моей позиции крайнего нападающего конкуренция еще выше.

    – К иностранцам в России относятся как-то по-особенному?
    – Не знаю, как в других командах, но в Новосибирске, где мне довелось играть, все было хорошо. Довольно быстро нашел контакт с одноклубниками. Если говорить о болельщиках, то у «Сибири» они самые лучшие в России.

    – То есть никаких проблем не возникло?
    – Мне было сложно лишь потому, что ваша страна очень большая и приходилось много летать на самолетах. Когда только приехал в Россию, труднее всего переживал разлуку с близкими.

    – Чем Россия так привлекает иностранных игроков?
    – Много причин. Здесь не только хорошо платят, но и сам чемпионат сильнейший в Европе. Все, начиная от Дворцов спорта, на порядок лучше.

    – Стало быть, вы уезжаете, чтобы вернуться?
    – В следующем сезоне постараюсь снова оказаться в России.

    Другой словацкий нападающий Рихард Капуш, кстати, как и Ковачек, участник чемпионата мира в Москве, также остался без клуба. Чтобы задержаться в России, ему даже пришлось сменить агента.

    – Чем он вас так не устроил?
    – Трубку не берет. Пришлось связываться с другим человеком. Спасибо за помощь Максиму Соколову.

    – Говорят, вы собираетесь в Тольятти. Это правда?
    – Первый раз от вас это слышу. К сожалению, у меня пока нет никаких предложений от клубов суперлиги, хотя мне бы хотелось еще поиграть в России.

    – Как в России принимают иност­ранцев?
    – Это зависит от клуба, в который попадает игрок. Везде иностранцев принимают по-разному. Но мне в Новокузнецке было очень комфортно. Быстро нашел общий язык с ребятами.

    – К легионерам предъявляют повышенные требования?
    – Нет, мне, во всяком случае, так не показалось. 


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»