• Давайте оставим Россию такой! Зимин — о том, что будет после ЧМ-2018

    Искренне

    16.07.18 13:02

    Давайте оставим Россию такой! Зимин — о том, что будет после ЧМ-2018 - фото

    Фото: Matro

    Пора подводить итоги. Вам они могут не понравится, вы можете быть не согласны — ваше право. Ставьте минусы, переключайтесь на другое. Все написанное здесь — симбиоз историй и выводов из 10 городов, где проходило главное футбольное событие планеты Земля. И все это абсолютная правда.

    ***

    В больших городах это особенное ощущение смыли в канализацию. Его нет в Москве, Петербурге, оно не такое сильное в Самаре и Екатеринбурге. Объездив половину страны, я вернулся в город, где сыграли никому не нужный матч за третье место. Стало очень тоскливо. Чем вы тут вообще все восхищались? Где вечеринки, иностранцы и тот самый «большой праздник», о котором говорят люди уровня Джанни Инфантино? Даже наехал на некоторых коллег, которые продолжали писать о чем-то «невероятно крутом». Ответ на самом деле прост, как душа русского человека, которую за месяц изрядно потрепали: праздник начал катиться к утомительной скуке после группового этапа, а пролетел через нее после 1/8 финала, когда Россию покинули большинство аргентинцев, мексиканцев, колумбийцев. Ведь они создавали эту атмосферу, а никак не парни, которые катают мячик на стадионах.

    Но вернусь к этому особенному чувству. Последний раз оно накрыло меня в Ростове – после 1/8 финала, где бельгийцы спаслись в матче с Японией. Я шел со стадиона, думал о Валерии Карпине, который работает с местной командой. Но по пути к мосту что-то заставило меня отвлечься от твиттера. Предупреждаю, это прозвучит глупо и одновременно нелепо. На дороге стоял (или очень пытался стоять) человек — полная копия Владимира Ильича Ленина. Пара журналистов желали записать с ним интервью, чуть больше людей намеревались сфотографироваться. И только два полицейских, осознавая, что товарищ еле держится на ногах, пытались дружелюбно проводить его домой. Без агрессии, игриво, даже не настаивая. Люди вокруг падали на асфальт от истерики. Абсурд ситуации понимал и сам «вождь пролетариата».

    Я прошел еще 100 метров, и в ногах оказался мяч. Несколько волонтеров пинали его прямо на перекрытой части моста. Смеялись, приглашали сдержанных японцев в свою компанию. Некоторые соглашались. Параллельно — десятки фотографий на фоне стадиона, песни и слегка настораживающая непосредственность. Эту дорогу по мосту стоило вырезать из общего восприятия действительности и включить в пособие уроков счастья. Я неторопливо шагал, смотрел вокруг, наслаждаясь колоритом Дона и чувствовал себя абсолютно своим в круговороте праздника. Уверен, каждый из вас ловил такое ощущение в городе, где проходил чемпионат мира. Неважно, выигрывала ваша любимая команда или нет, проходила ваша ставка или вы полностью проигрывались. Это инородное чувство, изменившее наше сознание, не сравнить ни с чем. И всплывало оно благодаря каждой детали, крутящейся вокруг. Но по возвращении в Петербург я подумал об одном.

     

    Можем ли мы хотя бы частично это сохранить?

    ***

    В самом начале я написал, что нет никакого ощущения предстоящего праздника. Тупо ни во что это не верил. Не верил, что страна может настолько измениться за короткое время. Как сомневались многие из тех, кто смотрит не только главные каналы и ворчащих на них стариков в дорогих костюмах.

    За несколько дней до чемпионата мира мне позвонил один влиятельный российский агент. Мы долго обсуждали Черчесова, его вероятный вылет из группы, южный эгоизм и не лучшие отношения внутри команды. В конце я сказал ему: «С этой сборной все понятно, сам чемпионат хоть бы прошел без стыдных историй». «Ты сам в это веришь?» — спросил он. Я промолчал.

    Теперь стыдно. За все сказанное. Но еще больше стыдно за отсутствие всякой веры. Уверен, я такой не один. Большинство из нас иронически ухмылялось, когда спрашивали про сборную, про шансы и про Черчесова. Да даже про Саранск, Нижний и остальные города. И теперь это кажется не совсем нормальным. Хотя понимаю, мы все привыкли видеть сплошные неудачи. Особенно, если вопрос касался футбола.

    Но думать только о неудачах еще перед домашним чемпионатом мира — было уже эгоизмом с нашей стороны. И Черчесов через свои продолжительнее монологи пытался это донести.

    Но теперь можно признать: чемпионат мира — ведь как раз то, чего нам не хватало.

    Когда вы в последний раз видели играющих в футбол детей, когда видели слезы, радость и исключительное дружелюбие, которым пропитался даже воздух?

    Когда веселящихся болельщиков не грузили в полицейские машины, когда оскорбления не заставляли лезть в драку, когда футбол стал самой обсуждаемой темой страны. Разве это не то, ради чего все это устраивалось? Разве не этого все хотели, но никто не верил?

    ***

    Я видел разное во время своей поездки: спящих около вокзала людей, просто потому что внутри не хватало места, мерзких таксистов, пытающихся содрать деньги с туристов, даже пьяных девчонок, которые уезжали вместе с иностранцами в их отели. Не говорю уже о бабушках, которые возмущались повышением цен с 15 до 25 в местных кафе. Доходило чуть ли не до слез. А объяснение было одно: чемпионат мира.

    Но ни в одном из случаев старался не оставаться безучастным. Не проходил мимо, будто мне все равно. Не строил раздраженную гримасу, если кого-то пытались надуть.

    Замечания были не всегда уместны, не всегда это соотносилось с желанием участников, но я искренне старался, чтобы все запомнили Россию с хорошей стороны.

    Хотел, чтобы потом, через месяц, год или пять говорили не о Путине, не о Сирии или особом русском пути. А именно о России, которую мы показали миру. Такой, какая она может быть: притягательной, доброжелательной, да просто классной! Россией, куда хочется возвращаться. Она ведь может такой быть, но пока не является.

    И, может, теперь мы научимся делать что-то и для себя!

    Это ведь просто.

    Можно не дерзить полиции.

    Не упиваться до состояния Ленина.

    Не кричать вокруг о плохой жизни, а пытаться что-то изменить.

    Можно быть приветливым, а не угрюмым. И в этом нет ничего необычного. Так живет весь мир, и мы увидели это.

    Чемпионат мира показал: можно создавать что-то хорошее даже в самые скверные времена.

    И создают это не люди в больших кабинетах. Поэтому прошу вас. Давайте найдем способ сохранить то, что мы получили за этот месяц.

    Давайте оставим Россию такой!

    Ведь все на самом тот деле зависит от нас.

    А не от тех, кто бегает по полю или вещает в телевизоре.

    Использованы фото: www.V1.ru


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»