Трудно представить, но первый игрок из СКА был задрафтован в далеком 1975 году. Чем привлек «Филадельфию» – «разбойников с большой дороги» – нападающий Виктор Хатулев, рижанин, проходивший в Ленинграде «службу в Советской Армии», до сих пор непонятно. Скорее всего, это был рекламный ход. Уехать тогда за океан советскому хоккеисту было так же нереально, как беспартийному стать генеральным секретарем ЦК КПСС. А Хатулев так и вошел в историю как первый игрок из СССР, выбранный на драфте клубом НХЛ.
А вот ленинградец Виктор Нечаев стал первым хоккеистом из Страны Советов, который сыграл в сильнейшей лиге мира. Но для того чтобы осуществить свою мечту, Виктору пришлось эмигрировать из СССР. Правда, особых успехов добиться в НХЛ ему не удалось – все ограничилось тремя матчами за «Лос-Анджелес». Следующий раз про армейских хоккеистов в Северной Америке вспомнили, когда железный занавес уже рухнул. В 1991 году два питерца получили «путевку в жизнь». Но Евгений Белошейкин тогда уже практически завершил серьезную карьеру. А вот Михаил Кравец, хотя и провел в Новом Свете много лет, так и не сумел пробиться в основу «Сан-Хосе». К сожалению, не сложилась карьера в калифорнийском клубе и у самого талантливого питерского форварда последнего двадцатилетия Алексея Егорова, трагически погибшего в 2002 году. Хотя начинал он очень здорово, но закрепиться в основе «Шаркс» так и не сумел.
Яркую карьеру в НХЛ прочили еще и Кириллу Сафронову, который первым из питерцев был выбран в первом раунде драфта. Но ожиданий «золотой мальчик» так не оправдал и после нескольких лет странствований вернулся в город на Неве.
Более удачно складываются дела за океаном у Федора Тютина, который два последних сезона считается ведущим защитником «Рейнджерс». Федор переехал в Санкт-Петербург из Ижевска в 17 лет и именно из СКА попал на драфт. После этого на игроков армейского клуба скауты не обращали внимания до 2005 года, когда «прописку» во «Флориде» получил защитник Роман Дерлюк.