РФПЛ — магический турнир. За несколько туров до конца чемпионата решившие турнирные задачи «середняки» волшебным образом преображаются, впадая на поле в состояние амока и берсерка одновременно, в исступлении отбирая очки у лидеров и аутсайдеров.
Но скандинавские мухоморы тут не при чем. На игроков действует другой волшебный, более мощный и распространенный «наркотик». Финансовое стимулирование третьими лицами сродни богу или инопланетянам — многие уверены в их существовании, но доказать не могут. Эксперты утверждают — в концовках чемпионатов такие игры — не редкость.
«Спорт День за Днем» в формате часто задаваемых вопросов разобрался, что такое финансовое стимулирование, как оно происходит, где проходит граница между стимулированием и договорным матчем, поинтересовался у аутсайдеров РФПЛ этого сезона, не боятся ли, что конкуренты применят этот прием, и выяснил, что делать с этим явлением.
Что это и как происходит?
Описываемые здесь персонажи и события являются вымышленными, любое сходство с реальными людьми и событиями — совпадение.
В чемпионате села играют «Реал», «Спартак» и «Сатурн». «Реал» идет в середине таблицы, давно потерял турнирную мотивацию, точно не вылетит в первенство колхоза и не сможет сыграть в престижной Лиге Области, а вот «Спартак» и «Сатурн» рискуют вылететь. В последнем матче турнира «Реал» примет «Спартак». За несколько дней до игры генеральный директор «Сатурна» звонит президенту «Реала» и предлагает повышенные премиальные для игроков, если те отберут очки у мотивированного «Спартака». Если «Реал» победит — футболисты получат тройные премиальные, если сыграют вничью — двойные, проиграют — ничего не получат. Перед матчем президент «Реала» заходит в раздевалку и объясняет ситуацию игрокам, ведь он любит все контролировать, даже иногда на скамейке сидит во время матчей. Тем более, нынешний тренер «Реала» сказал сразу: «Я в этих делах не участвую, мое дело — игровая установка». А предыдущий тренер напротив, охотно участвовал в финансовых делах.
Зачастую игроки и не знают, что их стимулирует другой клуб. Немногие тренеры и руководители объясняют причину повышенных премиальных. Многое зависит от степени доверия между руководителями «Реала» и «Сатурна». Да и обычно игрокам неважна причина, не будет же рядовой латераль проверять бухгалтерские отчетности? И может, премия идет не от «Сатурна», а от других аутсайдеров. Если заинтересованных лиц много, то размер премиальных растет в геометрической прогрессии.
Стимулирование официально не запрещено, но о нем предпочитают не говорить. Это как покупка водительских прав — все знают, что если случайно оставить определенную сумму наличными в бардачке машины инструктор, можно избежать «завала» на экзамене, но с крыльца ГАИ об этом не кричат в мегафон. Наличные в чемоданах не всегда используют в качестве стимула. Например, президент «Реала» также владеет заводом по производству ниток, президент «Сатурна» — фабрикой одежды. В случае победы «Реала» над «Спартаком» президент «Сатурна» обещает закупать нитки у президента «Реала». В отношения могут вступать и другие аффилированные с клубами предприятия, так что зафиксировать факт стимуляции становится почти невозможно. Клубы также договариваются о долгосрочных взаимовыгодных отношениях.
И часто проходят такие матчи?
Зависит от турнирной ситуации на финише турнира. Сведущие люди говорят: посмотрите на заявленные до старта сезона задачи, промежуточное место, и количество неожиданных результатов с «немотивированными» соперниками и все станет на свои места. Но опять же — «доказательств нет». Иной год проходит без стимуляций, если интрига закончилась за несколько туров до финиша.
Но ведь это попахивает «договорняком»?!
Действительно, возникает справедливый вопрос — если можно законно попросить игроком «рвать жилы» (и при небольших усилиях об этом не узнают), то что мешает попросить их «не рвать»?
О процессе финансового стимулирования рассказали источники, знакомые с явлением.
Объясняет бывший главный тренер «Анжи» и «Амкара» Гаджи Гаджиев:
Гаджи Гаджиев: Мне не стало легче от ухода из «Амкара», но я принял правильное решение
— Нет ничего страшного, когда поощряют спортивную борьбу, которая подразумевает игру изо всех сил. Но когда стимулируют наоборот — это преступление. В российском футболе в сто раз больше предположений на тему «что кто-то кому-то что-то продал», чем фактов. Я говорю про любые виды договоров между клубами. Некоторое время назад, не буду конкретизировать, было так — 10 раз сказали, на 11-й угадали. Сегодня таких случаев намного меньше. Правда, слухи имеют давнюю историю, ведь прежде любые виды договоров были чаще. Тренеру легко сказать игроку: «Ты должен выиграть!» Но как можно сказать настоящему спортсмену: «Парень, ты должен сегодня проиграть»? Из 20 игроков 70-80 процентов отнесутся негативно к такому предложению. Они скрепя сердце согласятся в первый раз, но что будет потом?
Агент Дмитрий Селюк нашел выход из ситуации:
— В играх жилы и так должны «рваться». Это спорт. Стимулирование — нормальный процесс, но лишь в случае, если оно идет на победу. Ведь проиграть можно кому угодно и как угодно, хоть забить самому себе. А выиграть — намного сложнее, не важно, дали тебе миллион или 100 тысяч. Очень многие безденежные клубы живут за счет того, что бороться с крупными командами их стимулируют конкуренты. Условная «Уфа» или «Арсенал» могут жить спокойно на шестом-седьмом месте — еврокубки им не грозят и вылет тоже. Но они бьются, отбирают очки у «Локомотива», «Зенита». Почему? Потому что есть определенная мотивационная составляющая. И это прорехи в работе РФС и РФПЛ. Что делать? Нужно выстроить грамотную систему поощрений, чтобы была финансовая разница между шестым, седьмым и восьмым местами. Стимулирование должно идти от спонсоров. Мой спортивный юрист сказал, что официально это запрещено в Европе, недавно за это наказали несколько турецких клубов.
Ожидаются ли такие игры в концовке сезона?
Внимание общественности приковано к битвам за Лигу чемпионов и Лигу Европы, но на дне турнирной таблицы РФПЛ кипят не меньшие страсти, чем на вершине. За три тура до конца чемпионата-2017/18 наиболее оголтелой ожидается борьба за право остаться в РФПЛ, «стыки» и вылет. На данный момент «подвал» выглядит так:
| И | В | Н | П | М | О |
12. «Ростов» | 27 | 7 | 10 | 10 | 24-26 | 31 |
13. «Амкар» | 27 | 8 | 7 | 12 | 18-28 | 31 |
14. «Анжи» | 27 | 6 | 6 | 15 | 29-49 | 24 |
15. «Тосно» | 27 | 6 | 6 | 15 | 22-45 | 24 |
Борьба за выживание и «стыки». Спасется ли «Тосно»?
Мы опросили нынешних и бывших руководителей и игроков клубов-аутсайдеров — есть ли опасения, что конкуренты простимулируют соперников в оставшихся матчах? Будет ли их клуб стимулировать соперников конкурентов? И как они относятся к этой практике?
Вячеслав Матюшенко, генеральный директор «Тосно»:
— Да, такое возможно, но я ведь не могу за руку никого поймать. Теоретически конкуренты могут пойти на стимулирование, но утверждать об этом я не могу. Можно лишь догадываться. Могло ли руководство «Анжи» выйти на «Амкар» перед нашим матчем с пермяками? (В 27 туре «Амкар» обыграл «Тосно» в Петербурге со счетом 2:0. — «Спорт День за Днем».) В «Анжи» наверняка не хотят, чтобы я знал об этом, чтобы в нашем клубе знали об этом. У «Тосно» нет возможности стимулировать соперников наших конкурентов. Я не думал на эту тему, да и соперники «Анжи» в оставшихся матчах («Арсенал», «Ахмат» и ЦСКА) ставят перед собой задачи. С этим явлением невозможно бороться. Вероятно, такое приключалось с «Тосно» и в прошлые годы. Это есть в российском футболе, и это не запрещено. Не могу сказать определенно, правильно ли это или нет, все решают вопросы так, как считают нужным. Забей мы свои голы в матче с «Амкаром», никакая стимуляция соперника бы не помогла. Деньги ведь не могут решать вопросы за футболистов. Не верю, что для вышедших на поле есть разница в сумме премиальных — 100 или 200 тысяч. Игрок внезапно не станет играть лучше, даже если ему в два раза повысить премиальные. Наша задача — сохранить прописку в премьер-лиге, и это дороже денег.
Оставшиеся матчи «Тосно»: 28 тур (29 апреля) «Ростов» г; 29 тур (5 мая) «Динамо» д; 30 тур (13 мая) «Уфа» г.
Денис Маслов, исполнительный директор «Амкара»:
— У нас нет таких опасений. (Красноречивая пауза). Мне ничего неизвестно о стимуляции третьими лицами в российском футболе.
Гаджи Гаджиев был более словоохотлив, чем его бывший руководитель:
— Даже если конкуренты «Амкара» простимулируют «Урал» (29-й тур, «Урал» идет на восьмом месте, от зоны вылета клуб отделяют 12 очков), я не вижу в этом ничего предосудительного. Ведь они поощряют «Урал», чтобы он играл, а не наоборот. Может ли «Амкар» простимулировать соперников конкурентов? Это смешно. Все знают, что у «Амкара» нет денег.
Оставшиеся матчи «Амкара»: 28 тур (29 апреля) «Спартак» д; 29 тур (6 мая) «Урал» г; 30 тур (13 мая) «Ахмат» д.
Руслан Агаларов, бывший полузащитник «Анжи» (1993 — 2005; 2007 — 2008), бывший тренер «Анжи», «Анжи»-2 и «Анжи»-м:
— Такая практика действительно существует. Но ведь все зависит от самих футболистов — стимулируй, не стимулируй, лучше они играть не будут. Так что не думаю, что это скажется на концовке чемпионата. На поле даже финансово мотивированный футболист не думает о деньгах. И не всегда такое поощрение приносит результат. Для «Анжи» сейчас гораздо важнее выиграть свои игры, думать о своих матчах, выйти из ситуации самостоятельно. Если команды хотят простимулировать — то почему бы нет? Не вижу в этом ничего плохого, но считаю, что все финансовые вопросы в спорте должны оставаться коммерческим секретом.
Оставшиеся матчи «Анжи»: 28 тур (28 апреля) «Арсенал» г; 29 тур (7 мая) «Ахмат» д; 30 тур (13 мая) ЦСКА г.
Александр Шикунов, бывший защитник «Ростсельмаша» (1984 — 1987; 1990 — 1991), бывший спортивный директор (2008 — 2011) и вице-президент (2012 — 2015) «Ростова»:
— Все аутсайдеры сейчас в очень тяжелом финансовом положении. На стимуляцию просто нет средств. Вот поэтому они и находятся внизу таблицы. Сейчас у «Ростова» нет необходимости никого стимулировать — нужно обыграть «Тосно», и не будет никаких проблем. Если люди готовы выписать футболистам премию — то хорошо, игроки получат деньги. Врать не буду, в моей практике, конечно, были такие случаи. Конкретно называть не буду. И мы стимулировали, и нас стимулировали. Чего только не было, особенно в 90-е. Помогло ли? Стоили ли того затраты? Помогло (смеется)! И в обе стороны. Но иногда случалось, что и при денежном поощрении мы не смогли помочь кому-то.
Оставшиеся матчи «Ростова»: 28 тур (29 апреля) «Тосно» д; 29 тур (5 мая) «Спартак» г; 30 тур (13 мая) «Урал» д.
Если о стимуляции знают, это не запрещено, то, может, стоит легализовать?
Так считает бывший генеральный директор «Зенита» (2002 — 2006) Илья Черкасов.
Видеоповторы, климат-календарь и «золотой матч». Чего еще не хватает в российском футболе?
— Я бы относился к этой практике в целом хорошо, если бы она была легализована. Иначе это немного криминогенно, потому что идет «черным налом». В случае легализации появится прозрачность. В стимулировании нет состава преступления. Я бы разрешил официально и прописал некоторые процедуры, чтобы стимуляция была наглядной и понятной, не шла «исподтишка», чтобы с этих доходов спортсмены платили налоги. Но как это происходит — приезжают в клуб с чемоданом, говорят, «вот ребята 200 тысяч, если сыграете вничью, а вот еще 300, если выиграете». Это не очень легальная история с точки зрения правил оборота денежных средств. Безусловно, это происходило против «Зенита», когда я в нем работал. Детали уже не могу вспомнить. Мы могли только догадываться, вот еще почему было бы неплохо легализовать стимуляцию. Со спортивной точки зрения стимулирование — это даже хорошо, поскольку клубы, у которых нет турнирной мотивации, вдруг выдают «нарядную» игру против лидеров, отнимают очки. Концовка чемпионата становится незаурядной.
— Но если стимуляцию легализуют, то это поставит клубы в неравные условия. Кто может себе это позволить, кто-то — нет.
— Но ведь это и сейчас происходит в неравных условиях. Возникнет обратная ситуация, под легализацией я понимаю все вместе, вплоть до обязаловки делать это открыто. Тогда вы даете шанс: «предупрежден — значит вооружен». «Зенит» в мое время не подпитывал противников конкурентов. Это было невозможно, банально — нечем. Не уверен, что мы бы воспользовались этим, будь у нас деньги. У нас было определенная идеология, мы выстраивали политику, направленную на улучшение качества футбола в Петербурге. У нас не было задачи во что бы то ни стало забраться повыше в турнирной таблице, так соблазнов не было. Мы делали конкретный проект, и определенная чистота подходила больше, чем победа любой ценой. Мы пытались соответствовать бизнес-логике. Потерять деньги можно было, а результат не был бы гарантирован. Против «Зенита» такое происходило, полагаю, безусловно. Но мы не имели точных представлений.
Использованы фото: РИА «Новости»; ФК «Тосно»