Интересно, а может ли сборная Россия собраться и выиграть у румын? Уверен, что может! Ну, во-первых, не с элитой играем. Во-вторых, товарищеский матч — он для всех товарищеский, не только для россиян, мало ли кто еще настроится дурака повалять. Опять же своеобразие атмосферы в Грозном, человек с громкоговорителем, много людей с бородами, как у Карла Маркса, а родители наших гостей всласть пожили при марксизме и апологете его Чаушеску, черт его знает, как ассоциации подействуют. То есть может наконец команда Станислава Черчесова одержать победу, а то и, страшно сказать, крупную.
Может, правда, и проиграть, это с нашей сборной всегда нужно учитывать, но в случае успеха забудем Катар, поверим в ребят?
То-то и оно.
Так что же нам делать со сборной? В смысле — к 2018-му? Чтобы стала грозной силой?
Сборная как производное
«Наша кровь старше нас», — писала Марина Цветаева. Даже молодежь, родившаяся в посткоммунистическую эпоху, все еще рвется сдать дом (завод, больницу...) к 7 ноября или очередному съезду. А сборную — к домашнему чемпионату. Сейчас поэтому уже неважно, кто виноват, главное — что делать?
Ничего. Ничего не делать со сборной. Перестать подсчитывать непродуктивные расходы Кокорина с Мамаевым. Предлагать после очередного Катара (они неизбежны) заменить Черчесова. Рассуждать в стиле «если бы вместо Самедова вышел бы... вот мы бы им показали». Показали бы то же самое. И не им, а нам, болельщикам сборной России. А мы уже этим зрелищем так насладились, что советую не реагировать. Вы что, еще не уяснили место сборной? Вам же сказали: выше Катара в рейтинге.
И забудьте на время.
Почему после каждого матча сборной России по футболу хочется биться головой об стену
Сборная — это производное. Производное от нашего футбола. От нашего чемпионата, если чуть сузить. Поняв и усвоив эту простейшую истину, вы перестанете ждать чего-либо от сборной.
Россия, бесспорно, футбольная страна, если исходить из числа болельщиков. И поэтому, естественно, такой футбол, такой чемпионат нас не могут устраивать.
Вот на выправление этой ситуации и должны быть направлены все усилия заинтересованных лиц. Но поставить отечественный футбол с головы на ноги к 2018 году невозможно. Это долгий процесс. И он, обратите внимание, толком даже не начинался. На что-то еще надеющийся (ему по должности положено) Станислав Черчесов экспериментирует с составом сборной, пробует. Тренер он опытный и вряд ли надеется найти кувшинное зерно, но хорошо уже то, что всякий мало-мальски заявивший о себе футболист удостаивается приглашения.
Выборы, выборы, кандидаты есть, программ нет
То ли дело выборы президента РФС. Валерий Газзаев утверждал, что у него есть программа, и даже широко ее разрекламировал. Виталий Мутко под занавес кампании ответил своим прожектом и традиционно излучал оптимизм. Соперники прошлись по лимиту и друг по другу в лучших традициях Марка Твена. Вряд ли это оздоровит наш футбол.
Стараниями Черчесова в сборной теперь довольно часто появляются молодые футболисты.
Но они, напомню, растут и мужают в нашем чемпионате. Вы можете припомнить, когда в российском турнире появлялся в последний раз одаренный молодой игрок? Аршавин? Кержаков? Анюков? Жирков? Билялетдинов? Но когда это было? Примерно 15 лет назад. С тех пор — затишье.
Прекратите истерику: сборные Катара и России — два лифта, встретившиеся на «минус первом» этаже
И тут характерный и очень важный момент. Аршавин и Кержаков уезжали, теряя в заработках. Но и на это они тогда были готовы, уж очень хотелось подтвердить европейский свой уровень, доказать. Они были спортсменами, эти ребята. Потому и достигли высот.
Подписав контракт с отечественным клубом премьер-лиги, российский футболист уже ощущает, что достиг потолка. Предела своих желаний. Больше ему некуда стремиться, он на понижение играть не будет. В Европу не зовут, да он туда и не торопится. Он взял свою высоту и не собирается поднимать планку. Это отказ от спортивной составляющей мотивации футболиста. Без нее прогресс невозможен, деградация неизбежна.
После нас только в Китай
Страшная ситуация: чемпионат России делает его участника неконкурентоспособным в отношении европейских коллег. И давно уже не только европейских.
Любопытный пример. В последние годы лучшими бомбардирами нашего чемпионата чаще становились легионеры: по два раза бразилец Веллитон («Спартак») и ивуариец Сейду Думбия (ЦСКА), блистали результативностью нигерийцы — спартаковец Эменике и армеец Муса. Ни один из них не сумел, покинув нашу страну, громко заявить о себе в Европе! Дело, очевидно, не в недостатке мастерства. Атрофируется привычка к борьбе. Огромное количество проходных матчей. Болельщики — важнейшая и полноправная часть футбольного зрелища, они-то и обеспечивают эту жажду борьбы, точнее, стимулируют. Часто ли мы видим нечто подобное в нашем чемпионате? В пяти-шести встречах, в основном это дерби двух столиц. У нас утрачены традиции, а это прямое попадание в болельщицкую аудиторию, ее уничтожение. Легендарное «Динамо» Яшина, Численко, а также воспетых поэтами Карцева и Маслова, — в ФНЛ, откуда и напоминает о себе сообщениями о гигантских долгах и угрозами покончить с собой из-за отсутствия средств к существованию. Никто, попутно замечу, за эти долги, кем-то ведь талантливо созданные, не отвечает и не собирается. О «Торпедо» Иванова, Стрельцова, Воронина и Шустикова давно все забыли.
Жозе Моуринью отметил, что футболист, поигравший в России, безнадежно утрачивает мотивацию и склонность к борьбе. Португалец в наших широтах сроду не работал. Но пришел к этому выводу, наблюдая за метаморфозой Самюэля Это’О, вернувшегося в Европу из «Анжи».
Вернуть футбол болельщикам
Ну а что бы вы хотели от сборной России, если блистательный камерунец становится непохожим на себя самого после стажировки в нашем национальном первенстве? Некогда много было разговоров (да они и сейчас слышны) о том, что, поиграв бок о бок со звездами мирового футбола, наши молодые мастера станут вровень с ними. Вот Кокорин и поиграл бок о бок и с Это’О, и с Кевином Кураньи, и с Матье Вальбуэна. Кто кого и чем обогатил? Правильно, атмосфера нашего футбола перемолола всех.
Чем и продолжит заниматься с прежним рвением и неизменным успехом.
Один выход: футбол для болельщиков! А для этого клубы должны жить по средствам, на заработанные ими же деньги. Футбол как бизнес, за который болельщик голосует рублем. Или не голосует. Как сегодня.
Что вы тогда хотите от сборной? Экспериментатор Черчесов может, разумеется, после Катара вновь разгневаться на Кокорина и заменить его на Смолова.
Но не на Казаченка же и не на Численко.